Для скрипки с оркестром

В рамках III Международного фестиваля камерной музыки Camerata Tempo прошли мастер-классы по скрипке, в которых приняли участие ведущие преподаватели из Швейцарии и молодые музыканты из разных стран.

В Казахской национальной консерватории имени Курмангазы в рамках  III Международного фестиваля камерной музыки Camerata Tempo прошли мастер-классы по скрипке, в которых приняли участие ведущие преподаватели  из Швейцарии и молодые музыканты из разных стран.

7 001

Художественный руководитель фестиваля – народная артистка РК Гаухар Мурзабекова. Фестиваль проходит в третий раз, и каждый раз он отличается новой концепцией. Если в первый раз фестиваль был посвящен музыке композиторов Центральной Азии, то в следующий – 20-летию Государственного камерного оркестра «Камерата Казахстана».
Первый международный мастер-класс – это совместный проект «Камераты Казахстана» и консерватории имени Курмангазы. А идея проведения мастер-классов с камерным оркестром принадлежит молодому одаренному скрипачу, уроженцу Алматы Шерниязу Мусахану. Он является художественным руководителем созданного им в Лозанне камерного оркестра Young Eurasian Soloists, в состав которого вошли музыканты из разных стран Европы и Азии. Являясь учеником профессора Венской консерватории и Высшей школы музыки Лозанны Павла Верникова, Шернияз пригласил его, а также профессора Светлану Макарову и доцента Яну Озолину. Давал мастер-классы и сам Шернияз. На протяжении недели у всех четырех преподавателей график был расписан с утра до вечера буквально по минутам, помимо мастер-классов гости из Швейцарии давали концерты по случаю открытия и закрытия III фестиваля Camerata Tempo. Участниками мастер-классов стали восемь казахстанских и десять иностранных молодых музыкантов. Причем для казахстанцев участие было бесплатное, в отличие от иностранцев, которые съехались в Алматы, чтобы поучиться мастерству у швейцарских мэтров и получить мастер-классы в сопровождении камерного оркестра. В этом-то и заключалась изюминка, ведь в международной практике такое происходит нечасто. Это объясняется тем, что участие оркестра такого высокого класса – проект дорогостоящий. «Камерата Казахстана» во главе с художественным руководителем Гаухар Мурзабековой и главным дирижером Павлом Тарасевичем внесла свою лепту в культурное развитие нашей страны. Следует отметить, что иностранные музыканты – а это в основном студенты консерваторий – участвовали в мастер-классах на платной основе, и благодаря их взносам организаторам – Шерниязу Мусахану, «Камерате Казахстана» и Казахской нацио-
нальной консерватории имени Курмангазы – удалось оплатить визит в нашу страну швейцарских профессоров. Кроме того, не только восемь молодых казахстанских скрипачей смогли принять участие в этих мастер-классах – все желающие получили возможность присутствовать на них: студенты, преподаватели, ученики музыкальных школ, для которых приезд Павла Верникова и его коллег стал настоящим событием.
– Атмосфера здесь очень хорошая, – рассказал «Вечерке» Павел Верников, – мы с супругой Светланой Макаровой много ездим по свету, даем мастер-классы в Европе, Южной Корее, Японии и других странах, но, чтобы у четырех педагогов сидело с утра до вечера такое количество людей, а среди них еще и профессора, – честно говоря, я такого не помню. Это говорит о том, что им интересно, они хотят узнать что-то новое, задают вопросы, много замечательных детей приходит, лет 12–13.
Когда Шернияз Мусахан рассказал своему учителю о задумке провести скрипичные мастер-классы в Алматы и о камерном оркестре «Камерата Казахстана», об его художественном руководителе Гаухар Мурзабековой, Павел Верников обрадовался: ну, конечно, я же ее знаю, мы с ней учились в Московской консерватории, играли в ансамб-
ле Святослава Рихтера.
– Недавно случайно нашли фото, где мы, будучи студентами Московской консерватории, снялись с Сергеем Гершенко, первой скрипкой Большого театра. Мы играли с выдающимися солистами Натальей Гутман, Олегом Каганом, Юрием Башметом, Святославом Рихтером. Мы с Гаухар работали в одном ансамб-
ле, где был строгий отбор, там играли самые лучшие студенты Москвы. И это подтверждает снимок, где все ребята, которые есть на нем, сделали большую карьеру в музыке. Гаухар уже тогда была настоящей звездой.
Павел Верников отметил, что новая встреча произошла не случайно, и он намерен, несмотря на свой плотный график, продолжать сотрудничество с «Камератой Казахстана». Его приятно удивил уровень участников мастер-классов, а также оркестра и организации фестиваля.
– Оркестр на очень хорошем, я не побоюсь этого слова, европейском уровне, – говорит маэстро, – и сегодня на мастер-классе они играли Моцарта с участницей из Зальцбурга. Я им сказал, что не понял, кто приехал из Зальцбурга – эта девочка или оркестр, настолько слаженно они играли.
По словам Шернияза Мусахана, организаторы намерены проводить международные мастер-классы ежегодно и, возможно, не только по скрипке, но и по другим инструментам. А «Камератой Казахстана» запланирован на осень IV Международный фестиваль Camеrata Tempo, где зрителей ждут новые сюрпризы.
Индира САТБАЕВА