Достояние Великой степи

Нематериальное культурное наследие народов Центральной Азии стало темой крупного фото- и кинопроекта

6 001

В театре традиционного искусства «Алатау» состоялся показ фильмов и фоторабот, посвященных традициям народов Казахстана, Кыргызстана, Монголии и Узбекистана. Демонстрация кинолент и снимков подвела итог двухгодичного проекта ИСЕСКО и ЮНЕСКО, в рамках которого проводилась большая и кропотливая работа по документированию элементов нематериального культурного наследия цивилизации номадов, этносов, исконно проживающих на территории Центрально-Азиатского региона.
Председатель Национального комитета по охране нематериального культурного наследия при Национальной комиссии Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО Ханзада Есенова сообщила о том, что проект по фиксированию традиций, обычаев и обрядов был инициирован Южнокорейским фондом нематериального культурного наследия Центральной Азии. Казахстан, где подобная работа под эгидой ЮНЕСКО ведется с 2011 года – после ратификации республикой Конвенции об охране нематериального культурного наследия, сразу поддержал эту идею. К слову, ко времени старта проекта благодаря отечественным экспертам 10 элементов нематериального культурного наследия уже были внесены в Международный список ЮНЕСКО.
Наряду с нашей республикой к проекту присоединились Кыргызстан, Монголия, Узбекистан и Таджикистан.

6 002


– Проект объединил в каждой из республик профессиональных исследователей – этнографов, историков, искусствоведов, специалистов других гуманитарных направлений. Вместе с профессиональными режиссерами, операторами, фотокорреспондентами они отправились по регионам своих стран, чтобы зафиксировать жемчужины нематериального культурного наследия – традиции и обычаи народа, – рассказала Ханзада Есенова.
Вместе с профессиональными экспертами в области нематериального культурного наследия фильмы казахстанской части проекта создавал режиссер и оператор Алексей Каменский.
Экспедиции, в которых участвовал кинематографист, охватили всю республику.
– Процесс создания фильмов был кропотливым, нам было важно не только рассказать о той или иной традиции, но и углубиться в ее историю, и в этом нам помогли народные сказители, мастера, занимающиеся прикладным искусством, они стали главными героями и основными экспертами нашего кино– и фотопроекта, – выделил акценты в работе Алексей Каменский.
Так, фильм о традициях, связанных с казахским народным инструментом кобызом, снимали в районе города Шу. В процессе 20-минутной видеоработы было показано, как из фрагмента цельного дерева мастер вырезает қыл қобыз. Демонстрацию древнего производственного процесса сопровождал рассказ о легендах, связанных с кобызом – одним из древнейших музыкальных инструментов номадов.
В связи с этим секретарь Национального комитета по охране нематериального культурного наследия при Национальной комиссии РК по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО Анна Пименова заметила, что знакомство с устным народным творчеством помогает прочувствовать кобызовое искусство:
– Мы часто слышим народную музыку – она звучит в ходе концертов, по радио, в телепрограммах, и, казалось бы, она нам хорошо знакома и понятна... Но когда узнаешь о древних традициях, связанных, например, с кобызом, то начинаешь проникать в его звучание, ощущать многовековой путь и философию этой музыки, ее сакральное значение. То есть устное народное творчество – это ключ, позволяющий открыть дверь в понимание народной музыкальной традиции.
Координатор проекта по фиксированию нематериального культурного наследия из Бишкека Айза Абдрахманова продолжила тему:
– В ходе нашей работы в Кыргызстане было отснято много ценного материала, каждая тема уникальна, мы прикоснулись к огромному культурному пласту. Например, в ходе съемок фильма на тему древней традиции поминальных песен участницы этого обряда рассказали об истоках этого жанра, о том, какие виды поминальных песен существуют, в частности оплакивание делится на женское и мужское, и много других важных и интересных вещей. Главная задача плакальщиц – побудить человека к глубокому и искреннему душевному переживанию, а через него – к духовному очищению.
Фильмом открытия в театре традиционного искусства «Алатау» стала лента о процессе изготовления казахской домбры, снятая казахстанской творческой группой. Главным экспертом этого фильма выступил именитый мастер по изготовлению казахских народных инструментов Жолаушы Турдыгулов.
В фильме он рассказал о легендах, связанных с народным инструментом, и раскрыл нюансы изготовления домбры. В частности, мастер показал, как работает над фигуркой козленка, которая крепится на гриф музыкального инструмента и приводится в движение во время касания струн исполнителем.
Во вступительном слове, предварявшем кинопоказ и фотовыставку, Ханзада Есенова поблагодарила Союз ремесленников Казахстана, тесное сотрудничество с которым помогло найти героев фильмов и собрать обширный фольклорный материал.
В рамках кино– и фотопоказов состоялись встречи авторов фильмов, а также экспертов, выступивших героями кинолент, со студентами КазНАИ имени Жургенова и алматинскими школьниками.
Наряду с Казахстаном подобные кино– и фотопоказы проводятся во всех странах – участницах проекта ИСЕСКО и ЮНЕСКО.

6 003

 

6 004
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА