Дуэт поколений

Вечер вокальной музыки «Услышать будущего зов…»

В большом зале Казгосфилармонии с аншлагом прошел вечер вокальной музыки «Услышать будущего зов…». На сцене выступили две певицы – педагог консерватории Гульнара Нургалиева и ее талантливая  ученица – 17-летняя школьница Мадина Оразбай, исполнившая сложнейшие оперные арии и романсы казахских, русских и европейских композиторов.

17 001

Гульнара Нургалиева – доцент кафедры вокального искусства Алматинской консерватории, лауреат Международного конкурса имени Николы Лысенко (III премия, Украина), обладатель II премии Международного конкурса Берндта Вайкля (Казахстан), лауреат Первого международного конкурса вокалистов «Театр Алибека Днишева» (III премия, Казахстан).
Мадина Оразбай – ученица 11-го класса 35-й алматинской гимназии. Это юная, подающая надежды оперная певица, не раз защищавшая честь нашей страны на международных музыкальных конкурсах. Она лауреат таких конкурсов, как Fiestalonia (Испания), «Салют талантов» (Санкт-Петербург), «Алматинская осень», «Куншуак» (Алматы). В 14 лет девочка стала дипломантом Международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой в Санкт-Петербурге. В 2016 году Мадина решила еще раз испытать свои силы, вновь поехав на тот же конкурс. В этот раз она получила специальный диплом «За лучшее исполнение произведения русского композитора».
На сцене филармонии начинающая певица продемонстрировала не только удивительные вокальные данные, но и хорошие актерские способности, войдя в образы своих героинь. Эту артистичность и манеру пения она переняла у своего педагога Гульнары Нургалиевой.
Интересна судьба этой яркой певицы – Гульнара окончила музыкальную школу для одаренных детей имени Ахмета Жубанова и консерваторию имени Курмангазы как арфистка, работала в симфоническом оркестре филармонии имени Жамбыла, но в 34 года, когда сидела в декрете со вторым ребенком, решила учиться классическому вокалу, потому что петь любила всегда. Толчком к этому стало то, что однажды она услышала, как поет партию Аиды на сцене ГАТОБ имени Абая народная артистка Казахстана Рахима Жубатурова.
– Она пела завораживающе, ничем не хуже итальянских оперных звезд, – рассказывает Гульнара Асылбековна. – Когда я слушала ее, мне так захотелось петь! Мне показалось, что я смогу научиться оперному искусству. В оперном театре тогда работала моя однокурсница, я попросила ее договориться с Жубатуровой, чтобы она со мной позанималась вокалом. Мне хотелось научиться петь для себя, ведь я думала, что в моем возрасте поздно мечтать о большой сцене. На третьем уроке Рахима Тулегеновна сказала мне: «Гуля, а может, ты в консерваторию попробуешь поступить?». Я отвечаю: «Вы что, какая консерватория? Мне скоро на пенсию уже надо». А она: «Нет, ты знаешь, что оперные певцы к сорока годам только расцветают? А ты как раз подходишь – профессиональный музыкант. Научишься петь и пойдешь в гору». Я ее послушалась и через месяц поступила сразу на третий курс консерватории. У меня были две преподавательницы – Рахима Жубатурова и Надия Шарипова.
Менее чем за год Гульнара Нургалиева стала лауреатом трех международных вокальных конкурсов.
После окончания консерватории Гульнара пришла работать в ГАТОБ имени Абая, но буквально через полгода он закрылся на ремонт, который шел несколько лет. В это время она стала преподавать вокал в консерватории, окончила магистратуру, затем аспирантуру и четыре года подряд ездила в Санкт-Петербург на мастер-классы народной артистки СССР Елены Образцовой.
– Мне понравилось преподавать, я поняла, что это мое, – говорит Гульнара Нургалиева. – У меня много талантливых учеников, например, Сара Найман, сейчас она живет в Австрии, Айгуль Шамшиденова, которая поет в Мариинском театре, Жулдыз Утебаева. Но я не сижу на месте, даю концерты каждые два-три месяца.
Спустя двадцать лет Гульнара Нургалиева снова стала лауреатом международного конкурса. В прошлом году она поехала в Вильнюс на конкурс, который проводится между педагогами вокала без ограничений в возрасте, и была удостоена там Гран-при.
– Эта победа – мое последнее на сегодняшний день достижение, – говорит Гульнара Асылбековна. – Но в основном я занимаюсь преподаванием, я поняла, что это мое призвание. Если у ученика есть хотя бы маленькое зернышко таланта, мы вместе с ним его лелеем и растим. Достаточно всего пять процентов таланта, все остальное – это труд педагога и ученика, кровь и пот, как говорится. Вот Мадина за те полтора-два года, что занимается у меня, так выросла в профессио-
нальном плане! В юношеском конкурсе в Санкт-Петербурге для участников до 18 лет ее выделили за самое лучшее исполнение русских композиторов. Она лучше всех спела арию Снегурочки из оперы Римского-Корсакова, романс Александра Власова «Фонтану Бахчисарайского дворца» на слова Пушкина – это очень сложные вещи. Но я думаю, у нас еще все впереди, главное – учиться.
– Мадина, почему ты решила заняться именно академическим вокалом? – обращаюсь к юной оперной диве.
– Я с детства любила петь и танцевать. В 12 лет я поступила в детскую музыкально-хоровую школу «Елим-ай», где меня после прослушивания сразу определили в академический класс к Лилии Ивановне Соболевой – это мой первый преподаватель. Я ей очень благодарна, что она прививала мне хороший музыкальный вкус. В 16 лет я окончила «Елим-ай», и Лилия Ивановна направила меня к Гульнаре Асылбековне. Она меня прослушала и приняла к себе, с тех пор я ее ученица. Мы занимаемся ежедневно, особенно когда готовимся к концертам или конкурсам, и каждое утро у меня начинается с распевки.
– Конкурсы и концерты дают мощный толчок к профессиональному росту, – вступает в разговор Гульнара Нургалиева, – потому что когда ставишь перед собой цель, стремишься достичь ее и становишься лучше. Любой певец, музыкант на сцене теряет процентов 50–80 своих навыков – кто-то из-за волнения, кто-то из-за неважного самочувствия, кто-то не выспался или не успел поесть, или перед выступлением ему испортили настроение. Сцена – это большая ответственность, поэтому, как говорила мой педагог Надия Шарипова, надо быть готовым на 500 процентов, тогда ты на сто выложишься. На сто процентов будешь готов, 50 потеряешь. Поэтому мы каждую ноту, каждый звук, каждое слово, каждое движение, каждый вздох оттачиваем, чтобы она удачно спела на сцене. Были сегодня небольшие потери, но я ставлю ей за этот концерт «пятерку».
– Какой у вас теперь следующий проект?
– Следующий наш проект – поступление в консерваторию.
Индира САТБАЕВА
Фото Юрия ВЫБЛОВА