Дух степи

В Немецком театре соединили драматическое искусство, хореографию и лекторий, чтобы поведать о том, как зарождалось Казахское ханство.

В Немецком театре соединили драматическое искусство, хореографию и лекторий, чтобы поведать о том, как зарождалось Казахское ханство.

В театральной афише Республиканского немецкого драмтеатра постановка «На Земле», посвященная 550-летию Казахского ханства, обозначена как спектакль-лекция. Это интриговало, ведь, казалось бы, драма и лекция – вещи не совместимые. Спектакль предполагает действие, а лекторий – изложение с кафедры научных тезисов, без всякого динамизма. Но Немецкий театр как раз таки отличается тягой к театральным экспериментам, здесь любят сочетать, на первый взгляд, несочетаемые вещи и делают это весьма успешно.
Для постановки спектакля главный режиссер театра Наташа Дубс пригласила молодую творческую команду из Казахского государственного академического театра драмы имени Ауэзова – это драматург Әнас Бағдат и режиссер Есләм Нұртазин.
Перед ними стояла задача – в часовой хронометраж вместить повествование о довольно продолжительном историческом периоде, начиная с эпохи царицы Томирис и завершая временем становления Казахского ханства. Причем сделать это предстояло на камерной сцене, с небольшим количеством декораций. Задача более чем амбициозная.
Перед генеральным прогоном режиссер постановки рассказал, что в процессе работы над спектаклем текст периодически корректировался, редактировался, иными словами, велась напряженная работа.
Нұртазин поведал, что творческая группа стремилась, опираясь на исторические факты, показать события, предшествовавшие становлению казахской государственности, а также процесс создания Казахского ханства.
В итоге получилась театрально-хореографическая композиция с монологами, которые поочередно произносят актеры. Такой стиль изложения материала вполне в духе молодой труппы, это пластический театр, актеры понимают, что их тело – это инструмент, который позволяет им порой, не произнося ни слова, доносить до зрителя мысль, заложенную в спектакле. Чувствуется, что труппа работает со стопроцентной отдачей, желание актеров воплощать такие сложные режиссерские и драматургические задумки во многом обеспечило высокое качество постановки.
Весь спектакль актеры играли в бурых комбинезонах. Они служили одновременно и костюмами, и декорациями, это цвет степи, родного дома казахского народа, который не променяет этот пейзаж ни на что иное.
Актеры со сцены рассказывали о разных исторических периодах, войнах, геополитических процессах прошлого. Но звучало это ненавязчиво, в тексте мало сложных предложений, а потому актерам было удобно его произносить.
Используя язык драматического театра в сочетании с хореографией, участники спектакля явились живой иллюстрацией этого исторического повествования. Они перевоплощались то в китайцев, то в джунгар, то в казахов, и выглядело это весьма правдоподобно. Грамотно подобранная музыка помогала актерам создавать атмосферу сменяющихся эпох.
Как уже было отмечено, спектакль длится один час, вероятно, такой непродолжительный хронометраж обусловлен стесненными сценическими условиями. У театра до сих пор нет собственного зала, поэтому приходится играть на разных площадках, порой очень маленьких.
Тем не менее всего лишь за час перед зрителями пронеслось несколько исторических эпох. Помимо эстетической составляющей спектакль еще и познавателен – это урок истории, лекторий, заявленный в театральной афише.
Главный режиссер театра Наташа Дубс отметила, что ей и актерам было интересно работать над этим материалом, во многом именно потому, что в процессе репетиций они узнали много интересной информации, связанной с историей родной страны.
В перспективе труппа продолжит работать над театрально-хореографическими композициями. Такой сценический язык сегодня популярен в мире, он не требует больших финансовых затрат и одновременно позволяет создавать яркое театральное зрелище, это синтез театра представления и театра переживания.
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Андрея ХАЛИНА