Душой исполненный полет

Артистка балета Мадина Басбаева приоткрыла нам занавес творческого процесса

Воспитанница Алматинского хореографического училища имени Селезнева, ведущая солистка театра «Астана Опера», заслуженный деятель РК Мадина Басбаева выступила в главных партиях балетов, представленных алматинской публике в честь 20-летия столицы. Балерина рассказала нам о том, как она готовится к спектаклям, а также о педагогах и всемирно известных мастерах балета, которые дали ей путевку в профессию.

18 003

– В перерывах между действиями балета «Манон» зрители говорили между собой, что балерина словно перышко. Как войти в состояние невесомости – дело в мастерстве или еще и в диетах?
– Словами это трудно передать. Профессия постигается с годами обучения, репетиций. Скажу лишь об одной важной детали. В балете очень важно правильно распределять дыхание, это один из важных навыков. Благодаря правильному дыханию получается управлять своим телом, сохранять силы на весь спектакль. Что касается диет, то я ем все, но понемногу. А если нужно сбросить вес, то просто не ужинаю. В день спектакля не ем совсем, обхожусь бутылкой воды и плиткой «Казахстанского» шоколада – для поддержания умственной работы.
– Как проходит рабочий день артиста балета? Говорят, что в профессиональных кругах станок называют волшебной палочкой. Это так?
– Если это волшебство, то оно достигается исключительно собственным трудом. В 10 утра у нас класс, мы занимаемся полтора часа: 45 минут у станка, остальное время отрабатываем прыжки. Отдыхаем полчаса-час, затем идем в зал репетировать наши сольные партии.
– Давайте продолжим тему репетиций. В балете «Манон», где вы исполняете главную партию, хореограф Кеннет Макмиллан использовал элементы фигурного катания. Как их воплотить на сцене, если нет льда?
– Действительно, в этом балете много скольжений, обводок, рыбок, подкруток, взятых из фигурного катания. Можно сказать, что в свое время основой для фигурного катания стал балет. Фигуристы использовали и используют движения из классической и современной хореографии. Так что, в принципе, это все наше, родное. Конечно, этот вид спорта развивается, появляются новые элементы, но их можно осваивать и на балетной сцене. И здесь лед не первостепенен, главное – физическая подготовка, грациозность, пластика. Если все выучено, движения выполняются точно, то создается впечатление, что они созданы именно для балета. Хочу сказать, что осуществить эту работу в немалой степени мне помогло базовое образование, которое я получила в Алматинском хореографическом училище имени Селезнева, и репетиции с художественным руководителем нашей балетной труппы Алтынай Асылмуратовой, в свое время исполнявшей партию Манон на лучших сценах мира. Алтынай Абдуахимовна очень хвалит нашу хореографическую школу, отмечая, что училище выпускает артистов, готовых к серьезной работе.
– Можете рассказать о своей альма-матер?
– Училище основательно подготовило меня к профессии, причем не только как артистку балета, но и как стойкого человека, готового преодолевать сложности. С большой благодарностью вспоминаю своих педагогов, в частности Куаныш Жакипову, преподававшую у нас в начальных классах. Это очень важный период в обучении, когда дети осваивают основу основ – хореографическую школу. Как-то она очень сильно ударила меня по спине, и в голове отложилось на всю жизнь, что нужно держать осанку. А еще, когда у нас была недостаточная выворотность, она наступала на наши ноги каблучком. И мы это терпели. Я благодарна педагогу за эту школу. Часто слышу от сегодняшнего поколения детей, которые приходят в училище, жалобы на такой метод профессиональной подготовки. Они воспринимают его со слезами. Но хочу им сказать: это все во благо. Если все испытания будут пройдены, эти дети вырастут профессионалами и будут благодарить своих педагогов за эту жесткость.
– В одном из интервью вы говорили, что к вам в училище приезжали великие мастера балета, например Галина Уланова, танцевавшая, к слову, в годы войны на сцене ГАТОБ. У вас получилось что-то почерпнуть у них в профессиональном плане?
– Галина Уланова приезжала, когда я была еще совсем маленькой. Тем не менее я потом часто вспоминала ее приезд, и ощущение того, что я стояла рядом с великой балериной, окрыляло. Позже удалось пообщаться с Людмилой Семенякой, Натальей Бессмертновой. Их советы помогали в профессиональном плане. Также на всю жизнь запомнилась встреча с Майей Михайловной Плисецкой на конкурсе в Италии. Она подарила мне шарфик со своим изображением. Я тогда была еще совсем молоденькой артисткой. Она меня похвалила, сказала, что видит во мне большой потенциал, и это тоже придало большой импульс к совершенствованию. И, конечно же, большим подарком в жизни стала встреча с народной артисткой России Алтынай Асылмуратовой. Студенткой училища я смотрела записи с ее выступлениями, училась на этом. И даже подумать не могла, что судьба сведет меня с ней.
– Можете подробнее рассказать, как проходят репетиции с художественным руководителем балетной труппы?
– Алтынай Асылмуратова – представительница питерской школы, и этим многое сказано. Она несет нам великие традиции русского классического балета. Алтынай Абдуахимовна уделяет большое внимание пластике рук, это очень важно в работе над образом. Мы очень много работаем не только над техникой, но и над актерским воплощением образа. Она сама нам все показывает и говорит: ты можешь это сделать, ты к этому готова. И мы это делаем. Алтынай Асылмуратова очень тактична, все терпеливо объясняет, что позволяет добиваться эффективных результатов.
– Скажите, пожалуйста, как вам работается в «Астана Опера».
– Это очень удобный театр, где все продумано до мелочей – и репетиционное помещение, и гримерная, и сцена. И само здание очень красиво. Насколько я знаю, архитекторы привнесли в проект элементы знаменитых театров мира, в числе которых Большой театр, Ковент-Гарден, Ла Скала. И с внешней, и с внутренней стороны это храм искусства. И работа в таком театре обязывает ко многому, нужно держать высокую планку, быть достойным этого театра. Хочется поблагодарить Главу государства за этот подарок артистам и зрителям.

Юрий КАШТЕЛЮК
Фото предоставлены театром «Астана Опера»