Две музы в гости к нам

Три года назад в Государственном музее искусств начали проводить концерты из серии «Музыкальный вернисаж»

Что это такое? Расскажем в двух словах, так как пытаться передать ауру полотен и наполнение выставочного зала музыкой дело не только неблагодарное, но в высшей степени бесполезное – надо идти и смотреть, слушать. Внимать прекрасному рассказу ведущей вечера – руководителя пресс-службы Музея имени Кастеева, куратора проекта Клары Исабаевой и наслаждаться дуэтом муз – живописи и вокала.
В очередной раз среди полотен Салихитдина Айтбаева публику потрясала отточенностью певческого мастерства, филигранью рулад и вокализов звезда казахстанской камерной и эстрадной сцен Толкын Забирова.

9 001
– Мы не случайно выбрали в пару нашей любимой певице художественное наследие Айтбаева, – предваряя музыкальную часть, поведала публике Клара Исабаева. – Этого творца по праву считают зачинателем великого перелома в изобразительном творчестве казахстанских художников, первым отступившим от строгих рамок социалистического реализма, когда это течение было на подъеме и в фаворе у власть предержащих. Сегодня его полотна «Счастье», «Портрет отца», «Молодые казахи», «Обед на полевом стане. Бригада» стали классикой. Художник в те времена сумел объединить в своем почерке манеру Пикассо, Гогена, Матиса. Можно говорить, что он стал зачинателем новой национальной школы живописи, предтечей которой послужил кубизм и постмодернизм.
Таковой – первопроходчицей и бунтаркой в вокале можно считать и Толкын Забирову. Вряд ли сегодня на подмостках эстрады и филармонических сценах найдется певица, которую можно поставить с Толкын в один ряд. Именно она в последние годы существования СССР подготовила сольную программу, исполненную в новом жанре «три в одном»: классика, эстрада, народные песни.
Кто-то скажет: не она первая…
Не станем возражать, но напомним народную мудрость о том, что все новое – это хорошо забытое старое. Кроме того, чтобы стать поистине «новым», забытое старое должно обрести иное качество. Именно это и свершила Толкын Забирова, на концерты которой мест не бывает, где в одном ряду ее пению с интересом внимают люди всех поколений и социальной принадлежности. Именно таковой предстала публика, собравшаяся в Музее Кастеева на этот «Музыкальный вернисаж».
Верно подмечено – только в концертном или театральном зале понимаешь, как много людей страдают от кашля. И лекарство в этом случае только одно – мастерство артиста.
Уже первые звуки божественной мелодии «Аве Мария (Бах – Гуно) привели зрителей в немое молчание. Голос певицы, наполненный неповторимыми весьма своеобразными тембровыми красками, но более того – умелая подача звуковой динамики, от пианиссимо до форте, молельное придыхание заставили отречься от земного и перенестись в высшую сферу – душевное воспарение над суетностью.
Потом было блистание вокальной техники в «Песне Сольвейг», бессмертного творения Эдварда Грига.
Именно на припевной руладе над полотнами Айтбаева зажгли подсветку, и зал наполнился торжеством двух муз, сведших воедино творцов – Художника и Певицу.
Окончательно артистка влюбила в себя публику романсом «Любовь – обманная страна» под гитару, которая в талантливых руках маэстро Григория Стадниченко звучала всеми фибрами своей гитарной души.
Кульминацией концерта, причем не прекращавшейся до самого финала, стало исполнение французской «Вечной любви» Шарля Азнавура. Зал взорвало! Пришлось певице выводить к публике концертмейстера Семена Баева, извлекавшего из белого рояля аккомпанемент оркестрового звучания.
Оставаясь верной жанру «три в одном», Забирова подарила слушателям а капелла песню «Гаухартас» из репертуара несравненной Бибигуль Тулегеновой, ученицей которой она является. Под звуки трио музыкантов, играющих на старинных струнных инструментах жетыген, она проникновенно, как будто бы мать, укачивающая дитя, спела казахскую народную песню «Бiр бала». Но как гармонично слились воедино тембр струн и неповторимый субтон певицы! Воображение перенесло нас в сумеречную бескрайнюю степь, над которой разлился голос матери…
Попурри на темы вальсов незабвенного Шамши Калдаякова пели всем залом!
В финале под гром оваций Толкын исполнила ставшую эстрадной классикой песню «Весна» Александра Зацепина из кинофильма «Наш милый доктор». После выступления накоротке удалось побеседовать с Толкын Забировой.
– Судя по режиссуре сегодняшнего выступления, вы остаетесь верны однажды избранной формуле «классика – эстрада – народная песня». Не тянет ли уйти в какой-то один жанр?
– Я так долго работала над избранным направлением, что сейчас все, что я делаю, вся разножанровость для меня, как мои дети. Не смогу отказаться ни от одного из них.
– Вы профессор ведущего в стране вуза – Казахской академии искусств имени Жургенова. Защитили кандидатскую диссертацию, взрастили ряд успешно выступающих ныне учеников. Не тяготит ли артистку Забирову научно-педагогическая деятельность?
– В этом ритме жизни я нахожусь два десятка лет – привыкла.
– Когда ждать нового большого сольного концерта и будет ли докторская диссертация?
– О, вы тоже умеете задавать вопросы – два в одном! Отвечу соответственно: ждите, будет.
Эльмира РАМАЗАНОВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА