Эксперимент над классикой

В ГАТОБ имени Абая представили новую постановку «Травиаты»

7 001

«Травиата» входит в число самых распространенных постановок мира, и наш театр не исключение, опера по мотивам драмы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» не одно десятилетие идет на сцене ГАТОБ.

7 002
Но жизнь не стоит на месте – руководство театра приняло решение сделать новую постановку. Над «перезагрузкой» спектакля работали режиссер Ляйлим Имангазина, дирижер Нурлан Жарасов, другие профессионалы театра.
С одной стороны, ставить «Травиату» несложно – вокалисты со студенческих лет исполняют партии из этой оперы, с другой стороны – это глубокое произведение, здесь много сложных драматургических переходов, поэтому помимо вокального мастерства от артистов требуются и навыки драматического искусства. Очень важно ярко обыграть самые эффектные партии из этого произведения, например Застольную арию. С режиссерской точки зрения она важна тем, что в процессе ее исполнения возникает контакт между главными героями – куртизанкой Виолеттой Валери и молодым аристократом Альфредом Жермоном, герой дарит героине цветы – камелии, он и она встречаются взглядами. Если мы посмотрим в записи самые известные постановки оперы, например с участием сопрано Рене Флеминг, Анны Моффо, теноров Франко Бонисолли, Роландо Вильясона, то можем убедиться, что артисты проживают на сцене жизни главных героев, между ними есть актерский контакт. Кроме того, они исполняют Застольную на авансцене, лицом к зрителю, в их глазах появляется кураж, предвкушение страсти. Собственно, в этом и заключается смысл арии. Состояние наступающей любви, свой лирический настрой исполнители передают голосовыми интонациями, мимикой, жестами.
В нашей же версии почему-то главный герой устремляется с бокалом в гущу массовки, голос его пропадает в глубине театральных подмостков, и важный эпизод становится скомканным. Кроме того, главная героиня (в разных составах ее партию исполняют Жамиля Баспакова, Анастасия Кожухарова) часто находится в тени общего действия, хотя основные действующие лица – Виолетта, Альфред – должны быть впереди, вести за собой всех остальных. К слову, хотелось бы более убедительной игры от исполнителей партии Альфреда – Нуржана Бажекенова, Халида Нуралиева. Публика жаждет переживаний, катарсиса – процесса духовного очищения, и вся творческая группа обязана это обеспечить.
Вместе с тем в постановке есть яркие режиссерские находки, например поднимающиеся и опускающиеся люстры. Они, по всей видимости, символизируют не только смену эпизодов, но и меняющееся внутреннее состояние героев.
Ярким вокальным исполнением и вместе с тем профессиональной актерской игрой запомнился Олег Татамиров, создавший образ Жоржа Жерморна – отца главного героя. Его прямая спина красноречиво свидетельствовала о несгибаемости характера и аристократизме.
В спектакле есть хореографическая вставка, повествующая о жгучих испанских страстях. Эта яркая сцена, в ходе которой было продемонстрировано отточенное хореографическое мастерство, поставлена руководителем балетной труппы ГАТОБ Гульжан Туткибаевой.
Над сценографией работал питерский специалист Вячеслав Окунев. Алматинцы, которые следят за постановками ГАТОБ, хорошо знают этого художника-постановщика. Он плодотворно сотрудничает с нашим театром. С одной стороны, декорации радуют глаз, помогают создавать атмосферу. Но вместе с тем много арок, колонн. Учитывая, что сцена ГАТОБ не очень большая, это создает некоторую тесноту, особенно в эпизодах, когда на сцене появляется большое количество действующих лиц. В этой связи вспоминается спектакль «Вишневый сад», идущий на сцене Лермонтовки. Там нет каких-либо нагромождений на сцене, декорациями служат задники, расписанные в стиле вишневого сада, и поэтому у артистов есть много пространства для игры.
Одним из тех, кто в день второго премьерного спектакля помог создать творческую атмосферу, был молодой дирижер Рахимжан Баспаев, благодаря своей четкой работе он стал связующим звеном между оркестром и артистами, исполнявшими партии на сцене. Радует, что обе премьеры прошли при аншлагах. В преддверии спектакля режиссер Ляйлим Имангазина подчеркнула, что главная задача – привлекать в театр молодых слушателей, так как оперу и балет сегодня посещают в основном люди старшего возраста, и это мировая тенденция. Но, похоже, мы начинаем справляться с этой проблемой, в театре было много молодых людей, одетых в вечерние наряды.
В канун премьеры директор театра Аскар Бурибаев коротко рассказал о планах труппы. Так, этим летом предполагается проведение оперного фестиваля. Кроме того, продолжается обновление постановок театра.
– Мы должны поддерживать классику, я много раз говорил о том, что в театре завершили перепостановку «Спящей красавицы» и «Щелкунчика», планируем в октябре завершить великую триаду Чайковского – представить обновленную версию «Лебединого озера». Мы хотим привлекать больше зрителей, и кажется, нам это удается, – подчеркнул он.

7 003
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Сергея ХОДАНОВА