Экзамен на человечность

«Последний экзамен» по пьесе Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна»

7 002

В театре «Жас сахна» режиссер Барзу Абдураззаков поставил спектакль «Последний экзамен» по пьесе Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна».

В конце 70-х годов во время учебы на высших театральных курсах при ГИТИС Людмила Разумовская получила от Министерства культуры заказ написать пьесу о трудных подростках. В результате появилась «Дорогая Елена Сергеевна». Министерство эту пьесу отклонило, но в 1981 году ее поставили в Таллине на эстонском языке, а через год – в Ленинградском государственном театре имени Ленинского комсомола («Ленком», ныне Санкт-Петербургский государственный театр «Балтийский дом»).
Зрителям сюжет этой пьесы может быть знаком по одноименному фильму Эльдара Рязанова с Мариной Неёловой в роли Елены Сергеевны, снятому в 1988 году. Несмотря на наступившую гласность, в советском кино еще действовала цензура (хотя и уже ослабленная к тому моменту), поэтому фильм снимался под рабочим названием «Последний экзамен».
Под таким же названием поставил его на сцене театра «Жас сахна» художественный руководитель – режиссер Барзу Абдураззаков. В этом театре уже два-три года как идет другой поставленный им же спектакль – «Одноклассники. Уроки жизни», где показаны сцены насилия, рассказывается об убийствах ни в чем не повинных людей. Некоторые актеры, сыгравшие в «Одноклассниках», задействованы и в новой постановке. Актеры держат зрителя в напряжении, как и в «Одноклассниках», на протяжении всего спектакля.
– Когда в театре мы впервые прочитали пьесу Разумовской, то просто плакали, – рассказывает режиссер. – Потому что она оказалась про нас, про сегодняшних подростков, про эти метания души. То ли ты со всеми, то ли ты сам? Как сам – это страшно, как все – проще, но гибельно. А спектакль мы ставили о простом – быть с Богом или быть без него. С Богом – это твердо сказать злу «нет». А без Бога – жить, как все, и это значит – идти на компромиссы, предавать друг друга и свои принципы.
В пьесе Разумовской действие происходит в Ленинграде, у Барзу Абдураззакова реалии перенесены на нашу почву, поэтому Елена Сергеевна стала Розой Галиевной, Володя – Максатом (Макс), Паша – Маратом (Мара), а Витя – Куанышем (Кука). Лишь Ляля осталась Лялей, ведь имя это интернационально.
– Сначала мы репетировали оригинал. А потом кто-то из актеров предложил говорить о современном Казахстане, – говорит Барзу Абдураззаков. – Мы долго искали адаптацию материала, имена героев. В оригинале Елена Сергеевна – учитель математики. А так как преподавание казахского языка очень актуально, мы сделали ее учителем казахского языка. И тогда вдруг стали появляться новые нотки, а ребятам стало интереснее играть.
Роль Розы Галиевны сыграла незнакомая для большинства алматинских театралов актриса Тогжан Таханова. Она окончила академию искусств имени Жургенова в 2010 году, затем работала в Казахском драмтеатре имени Сакена Сейфуллина в Караганде, где играла роли молодых героинь, таких как Айман в «Айман – Шолпан» или Джейн в «№ 13», а также персонажей детских спектаклей. Недавно она пришла в алматинский театр «Жас сахна», где ей досталась первая для нее возрастная роль, очень сложная и серьезная. Хотя в кино у Тогжан уже была возрастная роль, но комедийная – в обеих частях «Келинки Сабины» актриса предстала в образе забавной престарелой свекрови главной героини. И узнать эту прикольную апашку в актрисе, сыгравшей в «Последнем экзамене» драматическую роль Розы Галиевны, просто невозможно.
На вопрос, не смотрела ли она в процессе работы фильм с Мариной Неёловой или другие постановки этой пьесы, Тогжан ответила:
– Я вообще против того, чтобы смотреть фильмы или видеозаписи спектаклей, где твоего персонажа уже кто-то сыграл. Потому что есть опасность невольно начать копировать игру этого актера. Я стараюсь исходить от себя, наблюдаю за знакомыми, беру что-то из жизни. Я старалась показывать не банальный образ учительницы, а личность со своими привычками, взглядом на жизнь, своей душой, искренностью. Но по драматической части я чувствую, что надо еще много работать, чтобы передать женственность и в то же время твердый характер героини.
Роль Макса, мозгового центра молодой преступной четверки, сыграл Бахтияр Байсерик, знакомый зрителю по другим спектаклям театра «Жас сахна» – «Одноклассники», «Счастливые нищие», где он зарекомендовал себя как интересный, талантливый актер, а также по ролям в отечественном кино и сериалах. Но эта роль оказалась самой сложной из всех, сыгранных им в театре, потому что передать образ этого отрицательного героя – коварного, хитроумного, опасного, любящего власть, у которого к тому же много замысловатого текста – задача не из легких. Но, на мой взгляд, Бахтияр с ней хорошо справился.
– Эта роль тяжело мне далась, – говорит молодой актер, – и в спектакле передана гнетущая, напряженная атмосфера. Но Барзу Абдураззаков многим мне помог, и самому мне пришлось изрядно потрудиться, чтобы передать характер своего героя. Но, откровенно говоря, я еще недоработал эту роль, во многих местах мне хочется еще что-то добавить. Персонаж трудный, но я счастлив, что мне досталась такая большая интересная роль: будет ли у меня еще такая в жизни, неизвестно.

7 001
Индира САТБАЕВА
Фото Юрия ВЫБЛОВА