Гармония веков

Мастера модернизировали жетыген по записям в трактатах Аль-Фараби

16 001

Идейным вдохновителем и автором проекта по созданию новой модификации старинного инструмента выступила музыкант, обладательница ордена «Еңбек даңқы» II степени Камила Ескараева.
Опираясь на записи Аль-Фараби, музыкальные мастера, помогавшие Камиле Ескараевой воплотить ее идеи, снабдили жетыген специальными рычагами. Благодаря новым техническим приспособлениям настройка инструмента стала мобильной, теперь во время исполнения произведения музыкант может совершать плавные переходы на различные полутона – диезы и бемоли.
– На одной струне появилось три звука, – рассказала нам о нюансах новой версии инструмента Камила Ескараева.
В продолжение темы профессор Казахского национального университета искусств «Шабыт» Раушан Мусаходжаева (на фото)подчеркнула, что усовершенствование музыкального инструмента открывает перед исполнителями большие возможности.
– Раньше мы настраивали жетыген с помощью ключа, передвигали колки, и это занимало много времени. Теперь же одним поворотом рычага за 30 секунд можно поменять лад и тональность, – объяснила она.
Благодаря усовершенствованию инструмента струнные оркестры смогут существенно расширить свой репертуар. Большие перспективы открываются и перед самим жетыгеном – теперь он сможет стать солирующим инструментом. На нем можно будет исполнять произведения как казахского, так и мирового музыкального репертуара, включая даже некоторые произведения, написанные для арфы.
Камила Ескараева призналась, что идеей усовершенствовать музыкальный инструмент загорелась, еще когда училась в школе. Она начала углубленно изучать историю жетыгена.
– В древности на жетыгене, задабривая духов, играли перед охотой, это служило залогом удачи. На нем же аккомпанировали себе древнетюркские поэты-сказители, воспевавшие славные подвиги батыров, – рассказала музыкант.
Звучание жетыгена отличает богатство и насыщенность музыкальных красок, оно покорило философа, математика и теоретика музыки Аль-Фараби. В своих трудах он предложил усовершенствовать систему настройки инструмента. Будучи уже состоявшимся музыкантом, Камила Ескараева познакомилась с трактатами Аль-Фараби, а также с идеями композитора XX века Болата Сарыбаева, который популяризировал жетыген. Овладев теоретической базой, она начала искать мастера, который помог бы реализовать ее идеи.
– Я общалась на эту тему со специалистами из разных стран, и вот после долгих поисков откликнулся мастер из Армении Валерий Неркараян, который занимался модернизацией музыкальных народных инструментов у себя на родине, – рассказала она.
Так вместе с казахскими мастерами и специалистом из Армении удалось реализовать проект по усовершенствованию системы настроек жетыгена.
Казахстанский мастер Бакытжан Дильманов рассказал, что практическая работа по созданию новой модели жетыгена потребовала тщательности, ведь нужно было найти определенную точку, для того чтобы ноту можно было исполнить без фальши. По утверждению мастера, им удалось этого добиться.
Для представления новой модели жетыгена в Республиканской специализированной музыкальной школе для одаренных детей имени Ахмета Жубанова была организована научно-практическая конференция. В ней приняла участие музыкальная общественность республики.
– Очень символично, что представление новой модели жетыгена проходит в стенах школы, носящей имя Ахмета Жубанова. Ахмет Куанович внес огромный вклад в популяризацию казахской музыки, и наша работа – это дань глубокого уважения ему, а также музыкантам и ученым разных поколений, делом жизни которых было развитие отечественного народного искусства, – подытожила Камила Ескараева.
Презентацию новой модели жетыгена завершила концертная программа, в ходе которой были исполнены произведения казахской классики.
Юрий КАШТЕЛЮК