Где звучит аккордеон

Октябрьский «Музыкальный вернисаж» в Государственном музее искусств имени А. Кастеева впервые посвятили аккордеону

6 001

В минувший четверг в зале, где проводится выставка современного российского художника Дмитрия Шорина SCARLET, в исполнении аккордеониста Талгата Полатова, лауреата республиканских и международных конкурсов, звучала музыка в ритме танго.
Талгат Полатов после окончания Казахской национальной консерватории имени Курмангазы по классу профессора А. М. Гайсина многие годы работал концертмейстером группы «Сырнай» в Государственном академическом оркестре казахских народных инструментов имени Курмангазы. В гастрольных турах в составе оркестра Курмангазы выступал в таких всемирно известных концертных залах, как Kennedy Center (Вашингтон), Карнеги-холл (Нью-Йорк), Концертхаус (Вена), Staats Oper unter den Linden (Берлин), и многих других. За многолетний и плодотворный труд в этом коллективе награжден почетной грамотой Президента РК. В настоящее время Талгат Полатов, как он сам себя называет, «свободный художник».
Свою концертную программу под названием «В ритме танго» на «Музыкальном вернисаже» аккордеонист начал с «Физатмосферы» итальянского композитора Джузеппе Сантамарии, затем прозвучали «Осенние листья» французского автора Жозефа Космы, боссанова бразильского композитора Антониу Карлоса Жобина «Девушка с Ипанемы», «Караван» Дюка Эллингтона, «Под небом Парижа» Юбера Жиро и «Танго для Клод» французского композитора и аккордеониста Ришара Гальяно. Кстати, совсем скоро, буквально на днях, Ришар Гальяно посетит Алматы. Сначала запланирована встреча с ним во Французском альянсе, а затем 10 октября в филармонии имени Жамбыла состоится его концерт «Праздник музыки», где он будет выступать с Государственным академическим симфоническим оркестром РК.
Во Франции Ришара Гальяно называют священным монстром джаза. Он виртуозный мастер игры на всех разновидностях аккордеона и на бандонеоне. Ришар Гальяно – создатель нового музыкального направления «новый мьюзет». Он друг и ученик знаменитого аргентинца Астора Пьяццоллы, музыка которого также звучала в исполнении Талгата Полатова на «Музыкальном вернисаже»: «Танец ангела», «Либертанго», «Прощай, Нонино». Талгат Полатов сам вел концерт и рассказывал публике о каждом исполняемом произведении. С «Прощай, Нонино» связана очень грустная история: Астор Пьяццолла написал эту музыку, когда узнал о смерти своего отца. Астор находился в это время в турне по Центральной Америке, и у него не было возможности поехать на похороны, тогда в отчаянии он сел и выразил свою боль утраты, написав Adios Nonino, которое стало классикой, символом, синонимом Пьяццоллы.
На «Музыкальном вернисаже» Талгат Полатов не весь вечер был единственным исполнителем. Посреди концерта он пригласил своих очаровательных коллег Зайрагуль Суйекенова (прима-кобыз), Ритту Уразгалиеву (альт-кобыз) и Айжан Атушеву (виолончель), с которыми он работал раньше в оркестре Курмангазы и с которыми объездил с гастролями полмира. Все они являются концертмейстерами этого прославленного творческого коллектива, и все лауреаты различных республиканских и международных конкурсов. Вместе с Талгатом Полатовым Асель, Ритта и Айжан блестяще исполнили Oblivion Астора Пьяццоллы (это произведение переводится как «Забвение» и известно как саундтрек к фильму «Генрих IV. Безумный король» с Марчелло Мастрояни в главной роли), Palladio Карла Дженкинса (это произведение еще называют «Танго смерти») и, конечно же, незабвенную классику – «Венгерский танец № 5» Брамса, а также кюй «Балбыраун» Курмангазы.
Во время концерта Талгат Полатов рассказал публике о разновидностях аккордеона, об отличии этого инструмента от баяна (который на Западе называется пианоаккордеон), о том, что все эти инструменты ведут свое происхождение от древней китайской гармоники – шэна. Во время исполнения произведений Талгат пользовался поочередно двумя своими инструментами – итальянским аккордеоном Bugari Armando и его французским собратом Covagnolo, потому что их звучание отличается. И если «Под небом Парижа» лучше исполнять на аккордеоне Covagnola, то произведения Пьяццоллы – на Bugari Armando. Кстати, на YouTube можно увидеть замечательные клипы и видеоролики Талгата Полатова, где он играет на этих инструментах.
Индира САТБАЕВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА