Генетика памяти

Художник Сауле Сулейменова представила работы, в которых рассуждает о национальной памяти

12 001

В произведениях мастер как бы переосмысливает прошлое и настоящее своего народа и, опираясь на них, представляет эскизы будущего. Экспозиция «Остаточная память» была представлена в культурном пространстве Artqraft. Все работы в этой манере созданы в фирменном авторском стиле, известном как «целлофановая живопись». Таким образом художница рассказывает об уже далекой и одновременно близкой истории Казахстана – тех порой тяжелых временах, которые пережили наши деды и прадеды.
– Название выставки не случайно, – говорит Сауле Сулейменова. – Моя память – это опыт моих предков. Генетически я помню исторические травмы, которые пережили мои родители, бабушки и дедушки. Этот опыт накладывает отпечаток на мой характер, мое поведение. В проекте «Остаточная память» я снимаю слои, пленки, упаковку со скрытых моментов советской эпохи, истории Казахстана, «деколонизирую» свое сознание, возвращаю гордость и уважение к себе. Я ищу периоды истории Казахстана, зафиксированные в редких, остаточных фото или видеодокументах. Я изображаю эти сцены в коллаже из полиэтиленовых пакетов, которые вполне можно считать остаточными материалами.
Под каждой работой, представленной на выставке, имеется подпись и фотография, вдохновившая художницу. В частности, на картине «Спецпереселенцы на сборе картошки» изображены истощенные люди, собирающие урожай на заснеженной земле. Это произведение посвящено голоду, который пережили казахстанцы в 30-х годах ХХ века.
– О некоторых моментах, таких как голод или концлагеря, до сих пор говорить непросто, но это наша история, которую мы должны знать, – считает Сауле Сулейменова. – Можно сказать, что с памятью происходит то же самое, что и с полиэтиленовыми пакетами, которые я использую в своих работах. Они встречаются в нашей жизни повсеместно, даже если мы ими не пользуемся. То же самое и с памятью. Мы ее часто игнорируем, но она есть и она действует.
Образы, которые зрители видят на картинах, Сауле Сулейменова вырезает из тысяч полиэтиленовых пакетов, тщательно подбирая цветовую гамму и рисунок.
– Не вижу смысла в производстве нового, я занимаюсь переработкой уже сделанного людьми, – говорит она. – Также я выбираю из множества фотографий те, что отражают этапы, связанные с историческими травмами. Перенесенные на пластиковую пленку, «документы» становятся артефактами прошлого и настоящего. Когда я делаю коллаж из кусочков пластика, для меня наиболее важно найти такую интонацию, в которой не было бы пафоса, трагедии, сентиментальности, иронии или цинизма.

12 002
Леля ВЕРЕСОВА