Гитары маленький оркестр

Российский классический гитарист-виртуоз Ровшан Мамедкулиев предложил алматинским слушателям гитарную палитру музыкальных красок

7 001

Выступление лауреата престижных международных конкурсов Ровшана Мамедкулиева состоялось благодаря Ассоциации гитаристов Алматы, регулярно приглашающей в наш город известных исполнителей. Гитарист-виртуоз, концертирующий по всему миру, представил программу, состоящую из произведений авторов минувшего века и композиторов нашего времени. Концерт стал своеобразной творческой перекличкой композиторов разных школ и традиций.
Открыл свой концерт Ровшан Мамедкулиев исполнением «Вариаций на тему фолии Фернандо Сора» испанского композитора Мигеля Льобета. Этот автор, живший в первой половине минувшего столетия, написал за свою жизнь всего 13 сочинений для шестиструнного инструмента. Однако он считается одним из самых ярких гитарных композиторов. Льобет чувствовал инструмент, так как сам был гитаристом-виртуозом, в каждом произведении он раскрывал новые возможности гитары, подчеркивал универсальность шестиструнного инструмента. По сути, Льобет стал первым исполнителем и автором Нового времени, возобновившим мировой интерес к гитарной музыке в начале XX века. В произведениях Льобета гитарная классика с ее испанскими страстными вариациями сочетается с народными мотивами и ритмами Нового времени. Российский гитарист отметил, что произведения Льобета в очередной раз доказывают, что гитара – это оркестр в миниатюре.
Продолжением гитарного многоголосья стало исполнение произведения нашего современника Штепана Рака «Посвящение Франциско Тарреге».
– У Штепана Рака фантастическая судьба, он родился в украинской деревне в 1945 году – был конец Второй мировой войны. Ребенком его подобрали солдаты одной из частей наступающих советских войск, так он оказался в Чехословакии, где был усыновлен семьей Рак, – рассказал о биографии чешского композитора Ровшан Мамедкулиев.
Штепан Рак соединил в своем произведении традиции Восточной Европы – украинскую и чешскую народную музыку – с классическими гитарными мотивами. Так же как и Льобет, Штепан Рак – музыкант-виртуоз, а потому в своих произведениях предлагал исполнителям сложные по технике произведения и революционные по духу композиции.
Следующее произведение, исполненное Ровшаном Мамедкулиевым, продолжило славянскую музыкальную тематику в гитарной музыке.
Российский виртуоз исполнил сочинение современного российского композитора Сергея Руднева «Липа вековая». Представляя творчество Руднева, Ровшан Мамедкулиев отметил, что «Липа вековая» является популярным гитарным произведением и широко исполняется на постсоветском пространстве. В этой пьесе главная тема состоит из русских мотивов, здесь слышится звучание балалайки. Вместе с тем и в этом сочинении народная мелодия перекликается с классическими гитарными интонациями.
«Пять багателей» британского композитора XX века Уильяма Уолтона, написанное в 70-х годах прошлого века, раскрывает многогранность гитарных возможностей. Произведение состоит из пяти частей, они написаны в разных темпах, представляют классическую гитарную эстетику и в то же время знакомят с традициями британской музыки.
– Впоследствии британский композитор сделал симфоническое переложение этого произведения, что в очередной раз подтверждает тезис: гитара – оркестр в миниатюре, – рассказал Ровшан Мамедкулиев.
Исполненное гитаристом произведение «Астурия» одного из основоположников испанской музыкальной школы Исаака Альбениса вернуло слушателей в первую половину минувшего века.
В своих произведениях Альбенис соединил воедино традиции песенно-танцевальных жанров различных областей Испании. Положенные на классическую основу, они со временем вошли в сокровищницу музыкального искусства Старого Света.
В ходе концерта прозвучало произведение латиноамериканского гитариста-виртуоза и композитора первой половины XX Агустина Барриоса «Собор», первого композитора и гитариста Нового Света, получившего мировое признание. Композиторское наследие Барриоса, представляющее ценность для мировой музыкальной культуры, – около 80 произведений в рукописях и 50 записей.
Так же маэстро исполнил «Идею» (Пассакалия для Эли) кубинца Лео Брауэра.
Наряду с именитыми авторами гитарных произведений и сам Ровшан Мамедкулиев занимается композицией. Он предложил алматинским слушателям собственное гитарное переложение «Шести миниатюр» советского азербайджанского композитора Фикрета Амирова. Мамедкулиев переложил на гитарную музыку азербайджанские мотивы, эстетику мугама, прослеживающуюся в творчестве Фикрета Амирова.
Завершил свой концерт Ровшан Мамедкулиев классическими мотивами испанской гитары – произведением «Вариации на тему арагонской хоты» Франциско Tappeги.
Музыкант поблагодарил алматинцев за большой интерес, проявленный к классической гитаре, о чем свидетельствовал аншлаг в большом зале музыкального колледжа имени
П. И. Чайковского. Он подчеркнул, что многие его коллеги бывают с концертами в Алматы – городе, где любят и ценят гитарную классику.
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА