Глинобытие

В галерее керамики Clay house gallery впервые открылась персональная выставка молодой художницы Эльвиры Григорьян

12 001

Эльвира – продолжатель семейной и творческой династии известных казахстанских живописцев и керамистов Елены и Владимира Григорьян. Теперь к ним с успехом присоединилась и дочь. Свою первую персональную выставку она назвала «Глинобытие». И это не случайно.

12 002


– Раньше я целенаправленно занималась фотографией, участвовала в выставках. Потом перешла на керамику. Глина – удивительный материал. Я стремлюсь раскрыть сущность этой податливой субстанции, в которой соединяются воедино три стихии – огонь, земля и вода, – говорит Эльвира Григорьян. – Именно поэтому выставка так и называется – «Глинобытие». Этот материал очень тесно связан с нашей жизнью.
Тонко и точно понятая спонтанность, подчеркнутая рукотворность работы с глиной получила свое развитие в серии портретов – жанре, крайне редко встречающемся в керамике. Внимательное рассмотрение человеческого лика позволяет подмечать трансформации, вызванные характером, возрастом, родом занятий, социальной принадлежностью, сиюминутной ситуацией. Лицо человека, его облик и пластику художница понимает как след духовных, душевных, интеллектуальных устремлений. Пристальный, оценивающий взгляд мужчины в пенсне с клочковатой бородой и густыми бровями выдает в нем важную высокопоставленную персону. Искаженное гримасой боли лицо коронованной особы выражает глубокое страдание и досаду. Экспрессивной лепки мужская голова с высоким лбом, крупными ушами, острым удлиненным носом и водруженными на него очками, чуть изогнутым ртом говорит о высоком уровне интеллекта и ироничном отношении к жизни – в чертах читается образ Бродского.
– Каждый портрет полон различных эмоций-состояний – отрешенность, сосредоточенность, задумчивость, сомнение. Художница выработала свою неповторимую манеру обращения с материалом, определившую собственный авторский стиль, – говорит искусствовед Екатерина Резникова. – Нарочито грубая фактура глины, гиперболизация отдельных черт, динамичность объемов и контуров, гипертрофированность облика модели – все это позволяет создать портрет-биографию. Язык гротеска и экспрессивность почерка направлены на передачу внутреннего состояния персонажей, которые не боятся предстать перед зрителем в своем естестве.
По мнению искусствоведа, понимание, чувствование материала позволяет раскрыть его способность имитировать глубокую древность, особенно раскрывшуюся в сосудах. Их чуть тронутая затеками цветных эмалей задымленная матовая поверхность, натуральный цвет глины, простые грубоватые формы создают иллюзию чудом сохранившихся при археологических раскопках аутентичных архаических объектов, созданных на заре зарождения человечества.
Выставка продлится до 30 апреля. Посетить ее можно в любой день с 10.00 до 20.00.
Елена СОКОЛОВА