Город на двоих

Работы двух именитых художников, чьи судьбы в годы войны соединились в Алма-Ате, представлены в ГМИ имени А. Кастеева

 

 

7 001

Татьяна Глебова. «Автопортрет»

 

7 002

Владимир Стерлигов. «Автопортрет»

Выставка «Графика Владимира Стерлигова и Татьяны Глебовой. Алматинский период: 1942–1945 (из частной коллекции)» открылась в минувшую среду. Ее организовало санкт-петербургское выставочное объединение «Диалог культур» при поддержке алматинской картинной галереи «Жаухар».
На выставке представлены акварели, карандашные рисунки, работы, выполненные тушью, пером. Каждое произведение уникально – работы созданы в Алма-Ате в годы войны.
Делая обзор экспозиции, арт-директор объединения «Диалог культур» Макбал Мусина рассказала о жизни этих двух именитых художников в эвакуации.
– Владимир Стерлигов прибыл в Алма-Ату в июне 1942 года долечиваться после сильнейшей контузии, полученной на фронте. Татьяна Глебова была эвакуирована тем же летом из блокадного Ленинграда, где ей пришлось пережить смерть отца, затем своего учителя Павла Филонова, а потом и матери, – рассказала арт-директор.
Именно здесь состоялась встреча Стерлигова и Глебовой, определившая их совместное будущее на много лет вперед.
В Алма-Ате им удалось восстановить свои силы и активно включиться в художественную жизнь: Владимир Стерлигов после вынужденного перерыва вновь занялся рисунком и живописью, стал преподавать историю изо и перспективу в театрально-художественном училище. Как члены Союза советских художников, с июня 1942 по ноябрь 1945 они состояли на учете в Союзе художников Казахской ССР. Татьяна Глебова начала работать художником по костюмам на киностудии, стала постоянно участвовать в отчетных выставках художников этой студии. В сентябре 1944 года Стерлигов и Глебова представили совместную выставку «Месяц на этюдах» в Союзе художников Казахской ССР.
Вернувшись в Ленинград в ноябре 1945 года, они продолжали поддерживать отношения с Региной Великановой, Павлом Зальцманом, а также с Николаем Харджиевым, Дмитрием Митрохиным, Меером Аксельродом и с другими, с кем их сблизила Алма-Ата.
– В своих письмах друзьям они часто вспоминали об Алма-Ате как о «райском месте», где им было «тихо и уютно» рисовать. Писали о том, как им «не хватает солнца и свежего воздуха, и деревьев, и гор, и степи», изобилия цветов, – продолжила рассказ арт-директор.
Живописцы очень радовались посылкам с алматинскими яблоками, запах которых заполнял их «берлогу», сообщали, что едят эти чудные яблоки, «священнодействуя»… По словам Стерлигова, Алма-Ата для них так и осталась «кусочком жизни, прожитом в раю».
Владимир Васильевич Стерлигов (1904–1973) – один из именитых ленинградских художников XX столетия, внесший неоценимый вклад в советское искусство. Он начинал как ученик Казимира Малевича, изучал под его руководством принципы кубизма и супрематизма. Позднее, в 60-х годах XX века, разработал свой собственный метод в изобразительном искусстве – так называемую чашно-купольную систему. Владимир Васильевич обладал редким талантом профессионального и духовного наставника. Вокруг него сформировался коллектив единомышленников – группа учеников и последователей – «школа Стерлигова».
Татьяна Николаевна Глебова (1900–1985) – ученица Павла Филонова. В своем творчестве она сохранила и продолжила традиции классического русского авангарда. С 1926 по1932 год была членом группы «Мастера аналитического искусства» (МАИ). С 1927 года работала как книжный иллюстратор в журналах «Чиж» и «Eж». Ею была создана серия работ «Блокадный Ленинград», ставшая достоверным историческим свидетельством стойкости жителей осажденного города. С 1960-х годов Татьяна Глебова работала вместе с Владимиром Стерлиговым над созданием новой пластической теории чашно-купольного пространства. После смерти супруга и соавтора, развивая идеи мастера в своем творчестве и продолжая занятия с его учениками, Татьяна Глебова выработала свои собственные принципы живописи: многовзорие, летающие формы, духовный цвет.
Юрий КАШТЕЛЮК