Готика по-нашему

В арт-галерее «Белый рояль» проходит выставка «Наша готика» художницы Акмарал Абулхаир

В арт-галерее «Белый рояль» проходит выставка «Наша готика» художницы Акмарал Абулхаир.

6 1126 113

Автор выставки – художник и иллюстратор, она является основательницей творческого объединения PinkFull. Акмарал Абулхаир приобрела определенную известность в интернет-пространстве под псевдонимом Musia. Проведя в 2015 году две персональные выставки, художница впервые презентует передвижную экспозицию, которая является заключением одного из этапов в творчестве Акмарал и первым этапом в преддверии начала ее работы в Санкт-Петербурге.
Название выставки является парафразом картины художника Гранта Вуда «Американская готика», написанной в 1930 году, где отражена реальность жизни обычных людей в США тех времен.
На выставке Акмарал Абулхаир представлена серия портретов «Наша готика», давшая название всей экспозиции, – это восемнадцать образов близких художнице женщин, объединенных единым стремлением сохранить красоту, женственность в условиях современности. Причем ни у одного из портретов нет глаз – таким образом автор абстрагируется уже от самих героинь, вписывая полученные лики в мозаику образов, воплощающую их принадлежность к той территории, которую сама художница называет термином «Умай жер». Это территория, где некогда почиталось древнейшее женское божество тюркских народов – Умай.
Все героини украшены казахскими национальными ювелирными изделиями – это символ исконно тюркской традиции ценить в женщине красоту, не скрывать, а наоборот, украшать ее, ведь женщина – это мать, хранительница очага, а значит, и продолжение богини Умай, которая была не только безликой матерью всего, но и воительницей, сражавшейся за счастье своих детей.
– Эту серию я посвящаю своей маме, для меня она является примером той самой женщины, о которой я пишу, – заявила Акмарал на вернисаже выставки.
Помимо портретов в экспозицию вошли 13 картин, где Акмарал продемонстрировала двойственность женской натуры (серия «Воплощение Умай») и изобразила казахских женщин, показав национальный быт, традиции, обряды.
– Это мое видение космогонического понимания женского начала, – рассказывает Акмарал, – это устройство мира, Вселенной. В древности у разных народов были разные представления о мироздании, кто-то считал, что земля держится на черепахах, а я представила, что мир расположен на головном уборе нашей прародительницы Умай.
Некоторые произведения художница создала при помощи оригинальной техники, используя ДВП, глину, масло, акрил. Глина нужна для того, чтобы придать картине рельеф, например, в масках, где автор показывает разные воплощения Умай, в изображении чаши в руках невесты или шерсти, которую взбивают бабушка с внучкой. Акмарал нравится работать с глиной, потому что она податлива, к тому же это земляной материал, он связан с богиней Умай.
Большинство работ в экспозиции выполнено на темном фоне.
– Это моя техника, – говорит автор выставки. – Я люблю рисовать на темном фоне, темное – это неизвестность, и самое главное, казахи никогда не считали, что черный – это цвет траура, я даже в музее видела черное свадебное платье. А у меня идея заключается в том, что из неизвестности появляется что-то новое, интересное.
Выставка продлится до 28 января.

 

6 1146 111

Индира САТБАЕВА
Фото Сергея ХОДАНОВА