«Граница» искусства

Где кончается Европа и начинается Азия?

Существуют ли культурные границы между континентами и странами сегодня? Этими вопросами задавались современные художники из разных стран мира. В результате родился масштабный проект «Граница».

6 002

Передвижная выставка, на которой представлены работы авторов из разных стран, кочует из города в город. Наконец добралась она и до Алматы. Работы проекта «Граница» можно увидеть в Государственном музее искусств имени Кастеева. В основном на ней представлены аудиовизуальные работы художников. Многие из них – новые объекты, которые раньше нигде не были показаны.
Каждый по-своему раскрывает мотивы и причины возникновения тех или иных границ в нашем обществе.

6 001

– Художники в своем творчестве исследуют и анализируют границы и их возникновение в самых разных формах: как территориальные обособления или, наоборот, присоединения, как культурные или социальные барьеры, как инструмент, отделяющий «нас» от «других», – говорит куратор выставки, художественный критик из Германии Тибо де Ройтер. – Слово «граница» здесь следует понимать как метафору, как условный образ, являющийся предметом договоренности и подверженный изменениям, – остро актуальная тема для многих стран как в Азии, так и в Европе. Красной линией при этом служит географическая и культурная граница между Европой и Азией. Проект рассматривает эти темы с позиций художественного творчества, из культурного измерения.
Активное участие в выставке приняли казахстанские авторы. В частности, интерес вызывает работа Натальи Дю «Прощайте, азиатские глаза…». Это видеофиксация операции по увеличению разреза глаз.
– Этот проект иллюстрирует европоцентристкие настроения, которые в постсоветской Азии парадоксально уживаются с почтительным отношением к традициям и обычаям Востока, – отмечает Тибо де Ройтер.
Художница из Берлина Элеонор де Монтескью представила для выставки свою работу «Кинозал». Она посвящена границам и точкам соприкосновения между частными и официальными историями, личной и национальной идентичностью. В своей работе она использует документальный подход, переведенный в фильмы, рисунки и тексты, и рассматривает преимущественно вопросы интеграции, иммиграции и значения национальности в Эстонии, предоставляя шанс высказываться представителям русской общины.
В свою очередь художники из Узбекистана Умида Ахмедова и Олег Карпов представили работу «Заложники вечности». На экране узбекская женщина, подметающая асфальт под дождем. Сначала это выглядит забавно, однако женщина делает это каждый день на протяжении многих часов, потому что по этой дороге ездит высокое начальство…
Есть работы, посвященные правам женщин и теме замужества. О культурном сходстве и различии свадебных церемоний рассказывает проект Таи Махачевой, которая 19 раз посетила чужие свадьбы без приглашения.
Еще одна художница вышла замуж за швейцарца, однако для получения визы у нее потребовали доказательства, что они действительно долго состоят в отношениях и это не фиктивный брак. Ей пришлось предъявлять консульской службе личную переписку. Впоследствии из этого родился проект. Художница создала из лент переписки свадебное платье и таким образом продемонстрировала, как государство вторгается в частную жизнь.
Примечательно, что экспонаты выставки собраны не в одном месте, а разбросаны по всему пространству музея. На первый взгляд, их расположение выглядит хаотичным, но это далеко не так. Перед открытием выставки художники лично или с помощью Интернета подробно ознакомились с пространством музея, выбирая место для своей работы.
– Экспозиция тщательно продумана. Не случайно большинство работ представлены в транспортировочных ящиках. Где-то они полусобраны, где-то полностью разложены, но всегда взаимодействуют между собой. Произведения должны говорить друг с другом, и если этого не происходит, то куратор просто не выполнил свою задачу, – считает Тибо де Ройтер.
Чтобы полностью обойти выставку и ознакомиться с каждой работой, потребуется несколько часов. Выставка будет работать до 4 октября. Посетить ее можно в любой день, кроме понедельника, с 11.00 до 18.00.

6 003
Елена СОКОЛОВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА