Игра классика

Исполняется 110 лет со дня рождения патриарха отечественного кино заслуженного деятеля искусств Казахстана Хакима Давлетбекова

6 001Он родился в замечательный праздник Наурыз. И эти весенние дни обновления природы на всю жизнь заложили в нем интерес к окружающему миру, стремление к познанию всего нового и передового. А когда судьба столкнула его с кинематографом, он принял его всем сердцем. Случайное приглашение сняться в кино предопределило его профессию – он посвятил жизнь киноискусству, став первым в истории казахом – штатным актером «Мосфильма».

Ушел в кино
О съемках в своем первом фильме «Джут», который вошел в историю как первая немая кинолента на казахскую тематику, Хаким Давлетбеков всегда вспоминал с удовольствием.
В 1929 году, когда в его жизнь неожиданно вошло большое кино, он находился в Алма-Ате, куда был послан для налаживания работы в Центральном рабочем кооперативе. К своим неполным двадцати Хаким уже обладал серьезным педагогическим и организаторским стажем: учительствовал в кзыл-ординской школе-семилетке, по комсомольской путевке ездил по аулам ликвидировать неграмотность, участвовал в организации колхозов.
Необычно одетых людей он заметил сразу. Незнакомцы заинтересованно разглядывали его и о чем-то переговаривались. Выглядели они не по-здешнему, в темных очках, при них громоздилось съемочное оборудование – из Москвы или Ленинграда, решил он про себя. Это действительно были москвичи – участники экспедиции Всесоюзного треста «Востоккино» (впоследствии «Мосфильм»), которые приехали в Алма-Ату по заданию правительства снимать первый фильм на казахскую тему «Джут». После недолгого предисловия директор съемочной группы Павел Тналин предложил Хакиму Давлетбекову сняться в кино, сказал, что парень очень подходит на роль будущего героя – Малая.
Хаким любил кино, участвовал в самодеятельности, но и предположить не мог, что сам когда-нибудь может стать настоящим актером. По замыслу авторов картины, Малай должен был олицетворять аульчанина новой формации, который по ходу фильма избавляется от наследия феодального прошлого и из «забитого батрака» превращается в «человека новой казахской степи».
Хаким Давлетбеков привлек москвичей своей манерой держаться, коммуникабельностью и вместе с тем некой врожденной скромностью. Он легко вступал в общение, прекрасно говорил по-русски, был хорошо образован. Будучи сыном степного аристократа, волостного Давлетбека, держал себя очень достойно. А тягу к искусству, видимо, унаследовал от матери Сауке, которая сочиняла стихи.

Как это было
Основная часть съемок проходила в ауле Аксай. Именно здесь Хаким стал осознавать, что такое кино и как важно успевать снимать запланированный материал в течение светового дня.
Режиссер Михаил Каростин, как и его коллеги, работал с большим вдохновением, полностью погружаясь в процесс. Консультировать творческую группу приезжал Сабит Муканов, а помогал ему Ильяс Джансугуров, бывший тогда начальником производственного отдела Казахстанского отделения «Востоккино». На площадке шли обстоятельные обсуждения, после чего киномарафон продолжался. Каростин активно работал с актерами, показывал, как надо исполнять ту или иную сцену – и делал это так энергично и естественно, что всех заряжал вдохновением.
Завершающий этап съемок, озвучка и монтаж проходили в Москве в 1930 году. Всех актеров, игравших главные роли, командировали в столицу СССР. Москва очаровала Хакима. Молодой человек живо представил, какие перспективы откроются перед ним, если он поступит учиться в московский кинематографический техникум…
В одной из заключительных сцен, съемки которой проводились в студийном павильоне, персонажу Давлетбекова Малаю нужно было заплакать.
Михаил Каростин детально рассказал, как следует играть эту сцену, сам прочитал монолог и пролил слезу, а затем начались сьемки.
«И я заплакал. Плакал по-настоящему, – вспоминал актер. – После съемки Михаил Степанович подошел ко мне, по-отцовски обнял и сказал, что всегда верил в мои способности».
Скоро после этого Хаким узнал, что его направляют на учебу в московский кинотехникум.
Основы профессии один из первых казахских киноактеров постигал у таких мастеров, как Николай Баталов и Сергей Комаров (фильмы последнего – «Поцелуй Мэри Пикфорд» 1927 года и «Кукла с миллионами» 1928-го – признанные шедевры мирового кино).
Параллельно с обучением в будущем ВГИКе Хаким стал штатным сотрудником треста «Востоккино». Актер был востребован, часто снимался и довольно быстро был замечен критиками, причем не только советскими, но и зарубежными. В 1931 году кинорежиссер Алексей Дубровский и Габриэль Эль-Регистан пригласили Хакима Давлетбекова на роль проводника в фильме «Тайны Кара-Тау». Рецензию на киноленту опубликовала американская газета «Дейли-Ньюс», издававшаяся в Москве. Вот что говорилось в той почти вековой давности статье о казахском актере: «Два года назад Хаким Давид-Бек был неизвестным юношей, а сейчас он – один из лучших киноактеров в СССР!»

Звездные имена
30-е годы были временем расцвета кинематографа, на съемочных площадках творили великие Эйзенштейн, Пырьев, Пудовкин, Александров... И Давлетбекову посчастливилось сниматься у них.
В 1934 году от Ивана Правова и Ольги Преображенской пришло приглашение принять участие в первом звуковом фильме о жизни казахов – «Вражьи тропы», на съемках которого актер познакомился с Мариной Ладыниной, для которой это был первый фильм. Будущая кинозвезда надолго осталась в его памяти «улыбчивой и располагающей к себе».
Счастливым в его актерской судьбе был и 1935 год, когда Всеволод Пудовкин, пригласил его на роль радиста в свою картину «Победа». После этой ленты казахский актер обрел таких друзей, как Андрей Абрикосов, Борис Тенин, Эмма Цесарская, Николай Плотников, Михаил Нароков.
У Эйзенштейна Хаким Давлетбеков работал в фильме «Александр Невский» в 1938 году. Актера пригласили на эпизодическую роль, но он не огорчился, а, наоборот, был очень вдохновлен, ведь ему предстояла встреча с создателем великого «Броненосца «Потемкина»!
Эйзенштейн слыл режиссером-диктатором и зачастую сам старался поддержать это реноме в своих приватных высказываниях и в печати. Однако по личному впечатлению Хакима мастер оказался добрым и необыкновенно внимательным к актерам: «Я восхищался Эйзенштейном, этим поистине чудесным человеком, всегда спокойным в тяжелые минуты, когда не ладится у актера работа или заедает камера».
Приглашения на съемки следовали одно за другим: у Григория Александрова в 1938 году актер исполнил эпизодическую роль делегата в фильме «Волга-Волга», а у Якова Протазанова сыграл Салавата Юлаева в одноименном фильме 1941 года.
Несмотря на большую занятность, Давлетбеков в 1940 году успешно окончил Литературный институт имени Горького в Москве. В том же году он был отозван правительством в Алма-Ату для создания национальной киностудии.

Дальше была война
С января 1941 года Хаким Давлетбеков стал начальником сценарного отдела Управления делами искусств при СНК КССР и режиссером объединенных киностудий «Мосфильм» и «Ленфильм».
В конце 1941 года Александр Столпер, снимавший фильм «Парень из нашего города», пригласил Давлетбекова попробовать себя в новой ипостаси – на должности ассистента режиссера.
После окончания съемок актер и начинающий режиссер добровольно ушел на фронт. Окончил Саратовское военно-политическое училище, был политруком на Северо-Западном фронте. Под Старой Русой и при освобождении Прибалтики получил три ранения, за боевые заслуги был удостоен ордена Красной Звезды и пяти медалей, а за отличные наступательные действия и освобождение Белгорода от немецко-фашистских захватчиков Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин приказом от 5 августа 1943 года объявил личную благодарность гвардии старшине Хакиму.
Документальный экран
После войны Хаким Давлетбеков активно участвовал в создании алма-атинской киностудии, впоследствии получившей название «Казахфильм», и занимался документалистикой. Он режиссировал хроникальные киносборники о жизни Казахстана, они демонстрировались по всему СССР – около 100 документальных сюжетов для киножурнала «Советский Казахстан». Сегодня эта уникальная кинолетопись республики хранится в Центральном государственном архиве кинофотодокументов и звукозаписей РК.
Члена Союза кинематографистов СССР, ветерана ВОВ Хакима Давлетбековича Давлетбекова не стало в 1983 году. но для зрителей он продолжает жить в кинолентах и дарить свое актерское обаяние.

6 002
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото предоставлены Сауле Давлетбековой