Игра в классику

Студенты Казахской национальной академии искусств имени Жургенова представили инсценировку пьесы испанского поэта и драматурга Гарсии Лорки

10 002

Спектакль «Дом Бернарды Альбы» – дипломная работа четвертого курса отделения музыкальной драмы. Режиссером постановки стала руководитель курса заслуженный деятель РК Гульнар Аманжолова.
Под ее руководством студенты создали пластическую драму-рассуждение о женщинах и их главном предназначении в жизни. С первых минут спектакля зрители переносятся в дом Бернарды Альбы – оплот устоявшихся правил и благопристойности. Здесь все живут, подчиняясь четким установкам Бернарды Альбы, которая после смерти второго мужа объявила траур на восемь лет и запретила своим дочерям выходить из дома. Эта атмосфера несвободы чувствуется с первых минут постановки, а дополняет ее живая музыка. На сцене практически нет декораций – только чернота, которая давно поселилась в душах Бернарды Альбы и ее дочерей. Девушки мечутся, как загнанные звери в клетке. Они мечтают о романтических отношениях, любви, собственной семье, и это не просто желания, так должно быть по законам природы. Однако героини не могут вырваться из своей темницы, они будто неразрывно связаны с матерью. И хотели бы убежать, но не могут, их держат на коротком поводке, причем в спектакле это продемонстрировано вполне наглядно. Счастлива ли от такого положения сама Бернарда Альба? Едва ли, но у нее нет выбора. «Так было в доме моей матери, так будет и у меня», – твердо говорит она, однако душа этой женщины изранена, она бы, возможно, и хотела сделать все иначе, но слишком боится осуждения со стороны, поэтому продолжает править домом железной рукой, все больше превращая его в тюрьму, а дочерей – в пленниц, бунтующих все сильнее.
Девушки не могут осуществить свое предназначение, создать семью. Все меняется, когда в дом приходит состоятельный человек, который ищет спутницу жизни. Бернарда Альба решает выдать за него старшую дочь Ангустиас. Девушка хватается за возможность выйти замуж и начать другую жизнь, как утопающий за соломинку. Казалось бы, теперь все должны быть счастливы, но не тут-то было! Пока старшая сестра готовится к свадьбе, остальные люто завидуют ей, даже ненавидят. Она вырвалась из клетки, наслаждается романтическими отношениями. За что ей такие привилегии? Остальные тоже хотели бы так, поэтому сестра стала для них изгоем, изголодавшиеся по любви и мужскому вниманию девушки готовы на все. И вот одна из них, Адела, самая младшая, предает сестру, закрутив роман с ее женихом. Из всех сестер она вообще ведет себя наиболее вызывающе по отношению к матери и сестрам. Она настолько отчаянна, что готова сгореть в этой неравной борьбе. Кажется, из этой ситуации нет выхода, старшая сестра видит его только в смерти. Правда, изменит ли хоть что-то ее поступок? Зрители этого не узнают, но могут додумать сами. Самоубийство – это финал постановки.
Примечательно, что в постановке практически нет слов. Все чувства героев передаются через движения. Один из самых ярких эпизодов – танец сестры с женихом. Девушка – будто птица, вырвавшаяся из клетки. Наконец-то она нашла свое счастье, правда, оно, увы, оказалось недолгим.
Спектакль ставит перед зрителями ряд вопросов, но не дает ответов, а заставляет задуматься. Например, о том, в чем главное предназначение женщины, какова цена свободы? Поднимает вопросы родственных отношений, страсти и соперничества, тюрьмы и свободы, жизни и смерти. Причем благодаря небольшой сцене история получилась очень камерной. Будто она не об испанских девушках, а о каждом из нас.

10 001
Леля ВЕРЕСОВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА