Игровые моменты

Как в 1980-е на «Казахфильме» снималась картина, посвященная футболу

Во время чемпионата мира по футболу возрастает интерес к фильмам, в которых рассказывают о мастерах кожаного мяча. Такая кинолента есть и в активе киностудии «Казахфильм». В 1982 году был снят художественный фильм «У кромки поля».

12 001


В тот год кино о футболе напрашивалось само собой: миллионы болельщиков жили в предвкушении чемпионата мира в Испании, и атмосфера была буквально наэлектризована футболом. Московский кинодраматург Анатолий Степанов предложил нашей киностудии сценарий о переломном этапе в жизни знаменитого футболиста, который завершает спортивную карьеру и переходит на тренерскую работу. Ему предстоит освоиться в новой профессии, взять на себя ответственность за целую команду.
К работе над фильмом приступил болельщик со стажем – режиссер Болат Шарип. На главную роль был утвержден Талгат Нигматулин, несколькими годами ранее снявшийся в фильме «Пираты ХХ века» и ставший звездой советского кино.

12 002


– Талгат был дисциплинированным актером, аккуратно выполнял режиссерские задания, и все бы хорошо, но не чувствовалось его причастности к футболу, не было футбольного настроения. Я ему говорил: «Поработай на поле, погоняй мяч». Но все было бесполезно – после сьемок он напрочь забывал про футбол и под восторженные возгласы съемочной группы демонстрировал приемы карате, – поделился воспоминаниями режиссер.
Нужно было что-то делать, и Болат Шарип решил погрузить съемочную группу в атмосферу футбола. Он стал искать место на карте, где люди не просто любили футбол, а жили этим видом спорта. И нашел…
По сценарию фильма команда молодого тренера выезжает на календарный матч чемпионата страны в Одессу. Там неожиданно перед киношниками предстала картина, достойная любого мундиаля.
– Тогда в Одессе были две команды высшей лиги – «Черноморец» и «СКА». Город был в буквальном смысле разделен на два лагеря: болельщиков одной команды и болельщиков другой. Везде – в уличных забегаловках, на автобусных остановках – слышались разговоры о футболе, можно было посочувствовать бедолаге, который нечаянно оказывался среди болельщиков другой команды. Это были настоящие футбольные страсти, чемпионат мира в миниатюре, – воссоздал атмосферу того времени режиссер.
Все это на сто процентов позволило поймать футбольное настроение. И по возвращении в Алма-Ату футбольный азарт у кинематографистов не угас, а наоборот, вспыхнул с новой силой.
– В то время «Кайрат» закрепился в Высшей лиге и демонстрировал, особенно в домашних матчах, яркую игру. Казалось, что зрители, пришедшие на стадион, – это одна семья, переживающая за свою команду, – вспомнил те времена Болат Шарип.
Режиссер старался обратить внимание актера на эмоциональное состояние тренера, которое тот испытывает во время матча. Такие наблюдения помогли вживаться в роль. И еще. Для создания правдоподобной атмосферы режиссер пригласил в картину популярного спортивного комментатора Диаса Омарова, который должен был сыграть самого себя.
– Бывают такие комментаторы, как Озеров, их козырь – темперамент, они своим комментарием нагнетают динамизм. Диас Омаров – иной, он говорит спокойно, каждое слово значимо, он проводит детальный анализ матча, сопоставляет. Я бы назвал его комментарий интеллигентным, и это меня в нем подкупает, – поделился суждениями режиссер.
Фильм был снят в короткие сроки, практически за год, и был выпущен во всесоюзный прокат. После просмотра телевизионных трансляций с чемпионата мира в Испании болельщики получили возможность продлить удовольствие от встречи с футболом, посмотрев в кинотеатрах фильм «У кромки поля».
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА
и из личного архива Болата ШАРИПА