Ищу себя

Свое видение самого знаменитого произведения Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот» представили актеры театра «ARTиШОК»


Этот спектакль во многом знаковый как для его создателей, так и для зрителей. Актеры вновь доказали, что их жажда экспериментов нескончаема. Они готовы повышать планку и себе, и зрителям. История рыцаря печального образа в прочтении режиссера Галины Пьяновой – это бесконечный поиск себя, размышление о том, кто ты и зачем живешь. Во время путешествия вместе со своим верным оруженосцем Санчо Пансой Дон Кихот сталкивается с представителями разных слоев общества, строит иллюзии и тут же разрушает их. Здесь все как в жизни. При этом спектакль представляет собой не просто бесконечные рассуждения двух героев о смысле своего существования в этом мире. Каждое событие в жизни рыцаря печального образа очень ярко воплощено на сцене, так что зрителю некогда рефлексировать или тем более скучать. Декорации быстро сменяют одна другую. Не успеваешь привыкнуть к одной реальности, как ее уже сменяет следующая. Надо отдать должное художнику Антону Болкунову, который проделал огромную работу, ведь в этой постановке декорации очень важны. Они помогают зрителям путешествовать вместе с героями не сходя с места. Кстати, образы главных персонажей тоже воплощены самым необычным образом. В частности, в Дон Кихота перевоплотилась Елена Набокова – сооснователь «ARTиШОКа», впервые за много лет выступившая вместе с родным когда-то коллективом. Она создала удивительный образ Дон Кихота – человека ищущего, желающего действовать, все время готового к подвигам и в то же время постоянно рефлексирующего. В роль верного оруженосца Санчо Пансы отлично вжился актер театра и кино Еркен Губашев. Вместе они составляют яркий дуэт, который всегда остается на первом плане, какими бы удивительными ни были декорации. Удачно в их компанию вписался и принадлежащий Санчо Пансе осел, которого играет Чингиз Капин.
Каждый мир, в который попадают герои, предстает перед зрителями во всей полноте. Причем, конечно же, благодаря не только художнику, но и актерам, которые на протяжении спектакля примеряют на себя несколько разных ролей. В частности, харизматичного Чингиза Капина можно увидеть в образе не только осла, но и симпатичной селянки.
Каждый герой спектакля – это четко продуманный, запоминающийся образ. Немалую роль в этом играет и пластика, у каждого персонажа свои движения. Не зря же для этой постановки специально пригласили хореографа Евгения Плохих и тренера по акробатике Олега Осипова.
– У спектакля два разных акта, два разных жанра. Это важно проговаривать со зрителем. Это как «вчера» и «сегодня». Это стилевой разрыв – как между театром Шекспира и спектаклями Роберта Уилсона. Это созидание и разрушение, – говорит Галина Пьянова. – Мы долго думали над определением жанра – это и условный театр, и физический, и авторский, и театр художника. Зрителям мы предлагаем такую формулировку – история одного дауншифтинга.
Кстати, спектакль «Дон Кихот» – едва ли не самый масштабный за всю историю театра. И в этом тоже его уникальность. Работа над постановкой длилась полгода. Помимо всего прочего этот спектакль стал первой премьерой на большой сцене театра «ARTиШОК».


Елена СОКОЛОВА
Фото предоставлены организаторами проекта