История одного бунта

В Алматы на гастроли приехал Южно-Казахстанский областной русский драматический театр

6 001

Гости привезли несколько спектаклей, рассчитанных на разную аудиторию. На днях актеры представили на сцене Театра юного зрителя имени Мусрепова постановку «Полет над гнездом кукушки». Эта история очень хорошо знакома многим благодаря, конечно же, одноименной книге американского писателя Кена Кизи и ее самой успешной экранизации. Знаменитый фильм вышел в прокат в 1975 году. Его снял Милош Форман, а одну из главных ролей сыграл Джек Николсон.
В клинику для душевнобольных с ее жестким распорядком и строгой дисциплиной попадает заключенный Макмерфи, направленный судом для обследования. Заперев Макмерфи в клинике, власти лишают его свободы физической, но он не из тех, кто позволит лишить свободы свой дух и разум. На фоне слабых, не сумевших приспособиться к жизни обитателей клиники Макмерфи выглядит свободомыслящим бунтарем, и деспотичная старшая сестра Рэтчед, в чьей практически единоличной власти находятся пациенты, очень скоро понимает, что новичок является угрозой сложившимся правилам и устоям. Именно Макмерфи откроет глаза «нетвердым и несильным» на то, что они пусть и больные, но люди, а не кролики, загнанные в клетку собственных страхов и комплексов.
Художественный руководитель театра заслуженный деятель РК Игорь Вербицкий давно мечтал пополнить репертуар «Полетом над гнездом кукушки». В свое время его очень впечатлили роман Кена Кизи и, конечно же, экранизация. Однако разные обстоятельства долго мешали воплотить желание в реальность. Это стало возможным только в нынешнем году. Спектакль поставил режиссер из России Олег Белинский, который и раньше не раз сотрудничал с театром.
По его мнению, эта история все еще остается актуальной, потому что сегодняшняя жизнь в США во многом не отличается от той, что была в 60-е годы прошлого века. В спектакле намеренно подчеркивается, что история эта американская. Именно поэтому в начале и в конце постановки звучит гимн США. Однако, если не обращать внимания на антураж спектакля, а вникнуть в его суть, то становится понятно, что это общечеловеческая история о борьбе человека против устоявшейся системы. Причем развернуться она может где угодно: в семье, школе, сумасшедшем доме. Везде, где есть общество, устоявшиеся правила и люди, готовые их нарушать.
Причем способы борьбы тоже бывают разные. Конечно, наиболее яркая линия в спектакле – это противостояние медсестры Милдред и Макмерфи. Однако значим в этой истории и образ молчаливого бунтаря-вождя – громадного индейца, который много лет прожил в сумасшедшем доме и был огромной немой куклой, над которой все посмеивались. Однако появление Макмерфи слово взбодрило этого гиганта, подарило ему не только силы, но и голос, чтобы хотя бы попытаться отстоять свои права. Образ вождя на сцене воплотил известный казахстанский диктор, актер озвучки и спортивный комментатор Ержан Мукаш. Это его первая театральная роль, с которой он справился настолько хорошо, что, наверное, ее можно считать началом театральной карьеры. Образ вождя получился очень ярким и запоминающимся. Где-то даже более индивидуальным, чем Макмерфи, которого сыграл сам Игорь Вербицкий, таким образом воплотивший свою давнюю мечту вдвойне: репертуар давно желанным спектаклем пополнил, и одну из главных ролей в нем сыграл. В сестру Рэтчед успешно перевоплотилась Олеся Жукова. Во всяком случае, актерам удалось показать всю напряженность отношений их героев. Один из них – символ устоявшейся системы, а другой – бунтарь. И, несмотря на то что финал спектакля ни в коей мере нельзя назвать радужным, потому что правила снова побеждают новаторство, зрителям все же оставляют надежду на то, что, пока есть вера и желание, всегда можно победить.
Елена СОКОЛОВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА