История относительности

Впервые алматинцы пришли в театр, а оказались на заброшенном заводе

6 001

Артисты театра «АRТиШОК» поставили новый спектакль на территории завода «Искер» АРО-1. Формат сайт-специфик сегодня очень популярен во всем мире. Его смысл – доказать, что искусством можно наслаждаться где угодно, не только в стенах театра или выставочного зала. Творчество не имеет границ, и заниматься им можно где угодно.

6 003
В основу спектакля легло исследование итальянского ученого, философа и писателя Умберто Эко. Он знаком многим прежде всего благодаря своей книге «Имя розы», но артисты театра «АRТиШОК» обратили внимание на другое его произведение – «История уродства». В нем автор исследует, как с годами у людей менялось представление об уродстве, почему, несмотря ни на что, оно всегда так притягивает. Много лет назад люди ходили смотреть на казнь, сегодня они смотрят сцены насилия в кинотеатрах. Откуда эта тяга к безобразному? По его мнению, уродство интереснее красоты, потому что у него нет четких критериев. Артисты театра решили порассуждать на эту тему вместе со зрителями, представив спектакль «История уродства», режиссером которого выступил художник Антон Болкунов. В постановке заняты Анастасия Тарасова, Виктория Мухамеджанова, Чингиз Капин и многие другие.
– В процессе работы над постановкой мы постоянно пытались понять, что значит красота и уродство, – говорит он. – В результате в голове возникал бесконечный поток объектов и образов. Мы состыковали разные понятия и попытались показать, насколько они относительны и изменчивы. Иногда уродство заключается в отторжении культуры, когда на месте кинотеатра строят кафе. Это актуально не только для Алматы, а наверное, для любого уголка в мире. Я так думаю.
И вот зрители идут по территории заброшенного завода в ожидании действа, постепенно погружаясь в атмосферу неизведанного. Спектакль состоит из множества небольших историй. У каждой есть завязка, кульминация и развязка, когда зрителям предстоит ответить на вопрос, что же все-таки красиво, а что уродливо. Одна из таких мини-историй была посвящена современному искусству, в котором далеко не всегда можно определить четкие критерии. Перформансы современных художников порой доходят до абсурда и напоминают нечто уродливое. Так что порой очень трудно дать точный ответ на вопрос, что же это – красота или уродство? В каждой истории герои как бы взвешивают на воображаемых весах разные понятия, чтобы определиться, что все-таки перевесит.
К концу спектакля, казалось бы, самое время наконец получить ответ на вопрос, как же определить, что красиво, а что уродливо. Однако финал обес-
кураживает: никаких критериев не существует. Все субъективно и всегда зависит от контекста. Такова главная мысль спектакля, которым «АRTиШОК» вновь удивил публику.
Идею поддержал Гете-институт. Спектакль создан в рамках инициированной им междисциплинарной лаборатории «Поверх барьеров». Этот проект охватывает все страны СНГ, в которых представлен Гете-институт, и объединяет области новой музыки, современного танца, театра и новых медиа.

6 002
Леля ВЕРЕСОВА
Фото Юрия ВЫБЛОВА