История в красках

Государственный музей искусств имени А. Кастеева приглашает в живописное историческое путешествие по Алматы

Здания в стиле хай-тек, патриархальная деревянная архитектура, узнаваемые символы Алматы, такие как отель «Казахстан» или старый Дом правительства, а также горы, скверы, парки, улицы, люди... Это и многое другое предстает взору посетителей выставки «Из верненских кварталов на проспекты Алматы» в ГМИ имени Кастеева, посвященной городскому пейзажу. В экспозиции представлены работы художников разных поколений, живших и творивших в Алматы. У каждого из этих живописцев своя судьба – одни родились в Алма-Ате, другие приехали в Семиречье в советский период из регионов СССР, но все они влюбились в город у предгорий Заилийского Алатау, не мыслили и не мыслят себя без него, с помощью палитры красок объяснились ему в любви.
В числе таких живописцев был одессит, а впоследствии алматинец, член Союза художников СССР, заслуженный артист Казахской ССР Владимир Колоденко. Ученик Александра Головина, он работал сценографом в ГАТОБ имени Абая, а параллельно с этим творил в жанре городского пейзажа. В городских пейзажах он стремился передать всю полноту жизни Алма-Аты, архитектурные нюансы объектов. Работы живописца отличают непосредственность восприятия и восторженное отношение к теме. В числе его произведений, посвященных городу, работы «Цирк», «Аэропорт». Созданные в 1976–1977 годах, они отражают перевоплощение Алма-Аты из патриархального города в мегаполис. К слову, в работе «Аэропорт» художник изобразил самолет Ту-144. В тот период сверхзвуковая, похожая на птицу, машина начала курсировать по маршруту Москва – Алма-Ата. Самолет долетал до пункта назначения за два часа вместо четырех с половиной, которые тратил на этот путь обычный лайнер. И это еще раз подчеркивало современность нашего города, освоение им самой передовой техники.
Любил свой город и старший коллега Владимира Колоденко – Сергей Калмыков. Он также работал сценографом в Театре оперы и балета имени Абая и любил бродить в скверах и уютных городских двориках, окружающих театр. Калмыкову, ученику Кузьмы Петрова-Водкина, был присущ оригинальный взгляд на все, что его окружает. Воспринимаемый городским чудаком при жизни, после ухода из нее он был признан последним представителем русского авангарда. В своих фантазиях Калмыков любил путешествовать в иные миры, где существовала инопланетная реальность с нестандартным взглядом на дома, деревья, людей. Вместе с тем здание оперного театра, место своей работы, он изобразил вполне узнаваемым, знакомым каждому горожанину. Но все же и этой работе присуще нестандартное осмысление – причудливо извивающиеся ветви деревьев в театральном сквере подчеркивают авангардность восприятия Калмыкова.
Один из городских скверов изобразил в своей картине «Весна» и признанный мастер городского пейзажа Нурбек Тансыкбаев: никуда не торопящиеся посетители сквера, зелень деревьев, скамейки – атмосфера городского уюта.
Сибиряк, а впоследствии алматинец Григорий Чернощеков также отражал в своих работах городской уют. Представитель социалистического реализма, в своей работе «Улица Гоголя» он передал атмосферу Алма-Аты 1950-х, в которой патриархальность сочеталась с приметами нового, например с таким транспортом, как троллейбус. И все это на фоне великолепной алма-атинской природы. С этой работой перекликается тема произведения Ивана Стадничука «День начался». На этом полотне все такие же приметы городской жизни: воспитатель торопливо переводит детей через дорогу, по своему маршруту идет алма-атинский трамвайчик, по свежеполитой, бликующей в лучах солнца городской магистрали едут автомобили. И опять обилие зелени, которая неизменно присутствует в большинстве живописных работ, посвященных нашему городу. Эта и другие работы красноречиво говорят о том, что для родившегося в украинском местечке Стадничука Алма-Ата стала второй родиной.
Одним из признанных мастеров городского пейзажа стал Алексей Уткин. О его картинах не раз говорили, что они «написаны душой». В его творческом почерке есть что-то от импрессионистов, он стремится наиболее естественно, живо изобразить городскую среду. В его работах, например в картине, где изображена старенькая тумба для наклейки афиш, город всегда открыт и дружелюбен, это город для человека, и человек в его полотнах отвечает городу взаимностью. Алматинские пейзажи художника являют собой гармонию города и человека. Еще один автор Досбол Касымов. Приехав в наш город из Северного Казахстана и окончив театрально-художественный институт, он стал настоящим алматинцем: чувствует этот город и выражает свои чувства на полотне.
Одна из его картин, экспонирующаяся на выставке, называется «Перед Ночью в музее». На ней изображено здании ГМИ имени А. Кастеева в преддверии акции, пользующейся популярностью среди алматинцев. По сюжету полотна, музей погружается в вечернюю атмосферу, вот-вот он распахнет двери перед ночными посетителями в необъятный мир изобразительного искусства.
Именно здесь представлены работы самых ярких мастеров городского пейзажа. Созданные в разных стилях и жанрах, они исполнены с большой любовью к южному мегаполису Казахстана. Выставка продлится до середины апреля.

6 Владимир Колоденко. Цирк

Владимир Колоденко. «Цирк»

 

6 Григорий Чернощеков

Григорий Чернощеков. «Улица Гоголя в Алма-Ате»

 

6 Досбол Касымов. Перед Ночью в музее 2018

Досбол Касымов. «Перед Ночью в музее»

 

6 Иван Стадничук. День начался 1952 1958

Иван Стадничук. «День начался»

 

6 Нурбек Тансыкбаев Весна. 1959

Нурбек Тансыкбаев. «Весна»


Юрий КАШТЕЛЮК
Фото предоставлены ГМИ имени А. Кастеева