Из династии скульпторов

Огромный пласт информации о нашем этносе

18 001

Скульптура Казахстана ведет отсчет с древних времен. Этими памятниками культуры прапредков полны наши степи, как и на всех материках и островах Земли. Она перекликается с наскальными рисунками – петроглифами, своими ровесниками. И составляет огромный пласт информации о нашем этносе.

Профессиональная пластика в стране, как и ваяние, утвердившееся в советский период стараниями выпускников лучших художественных вузов Москвы и Ленинграда, явила свой расцвет в работах нескольких поколений мастеров. В частности – патриарха Хакимжана Наурызбаева, создателя первого монументального памятника Абаю Кунанбаеву в Алма-Ате, Шокану Валиханову, Мухтару Ауэзову и другим. Его любимым учеником и последователем стал Толеген Досмагамбетов. Окончив ту же школу большого искусства – Академию художеств на Неве, Толеген обрел там и серьезное образование, и любовь жизни – Ольгу Прокопьеву, коллегу и друга. Их сыновья унаследовали страсть к творчеству, став продолжением и, смею утверждать, гордостью не только родителей-художников, но и своего отечества.
Именно это и продемонстрировала большая персональная ретроспективная выставка в Выставочном зале Государственного музея искусств им. А. Кастеева. Автор и герой Даурен Досмагамбетов назвал ее «Скульптура в пространстве». От первых лет XXI века по наши дни – временной диапазон создания работ. Интересно решен интерьер экспозиции. Стены с планшетами архитектурных памятников и фрагментов европейского искусства органично соседствуют с камерными произведениями скульптуры, давая тот эмоциональный камертон, что позволяет «прочитать» насыщенную экспрессией жизнь представленных персонажей.
Из автопортретных образов особо выделяется один. Он доминирует во всей экспозиции и воспринимается монументально при всем изяществе и камерности объемов. «Аллегория музыки» – это взлетающая над окружением фигура обнаженного молодого человека, играющего на флейте в национальном головном уборе. Легкость и раскованность движения дает тот импульс радости и откровения, который открывает артистизм и замечательное владение материалом. Философия жизнеутверждения и открытость миру – важнейшие черты молодого мастера.
Он обретал себя в работе совместно с родителями над большими памятниками, прежде всего – академику Сатпаеву (в Алматы).
В камерной скульптуре улыбчивого мальчика, лежащего на спине, прочитывается нежность автора, его мечта о гармонии и вместе с тем размышления о смысле бытия.
В анималистической серии через «настроение» животных передается полное горьких аналогий размышление о герое сегодняшнего дня, бездуховном, безжалостном, зацикленном на себе и благах бытия. Все эти быки, носороги, койоты являют аналогию с миром нашим, человеческим. В композиции «Мне бы в небо» 2008 года Даурен погружает нас в мир несбывшегося. Сильный и могучий бык взвился в прыжке, но… не смог осилить земное притяжение. И такая горечь, досада и страсть в этом существе, которое рвется помыслами и всей сутью своей в полет, что невольно веришь: у него получится!
Этот мятущийся дух, полный тоски и стремления к небу, пронизывает и бронзовых «Безрукого ангела» (2010), и «Лучника» (2016), и «Горожанина-I» (2017), и «Одиночество» (2008), и композиции из шамота «Душа быка» (2002) и «Коррида» (2001). Есть в этих работах важное качество – непрестанный поиск той единственной совершенной формы, что воплотит в себе сокровенную мысль и пульсирующее чувство сопричастности к чуду бытия.
Образ женщины в творчестве Даурена Досмагамбетова далек от лирических превозношений. Хотя два «Портрета художницы» 2001 года, исполненные в шамоте, отличаются от других тонким и легким проникновением в образ.
Но большинство композиций, таких как «Изольда» (1999) в бронзе – каменная фигурка из средневекового эпоса, «Падшая женщина» (2008), «Восточный шелковый халат» (2017), «Вздох» (2017), «Жена моя» (2012), «Дочь» (2012), исполнены столь жесткого напряжения и едва сдерживаемой ярости, пронизывающей форму, что содержание невольно соотносится с душевным миром автора, его видением этих ню, далеких от безоблачного облика его же ангелов. Но при этом в портрете жены за намеренной откровенной обнаженностью некрасивого лица прочитывается облик натуры сильной и близкой художнику. То есть психология создаваемого образа созвучна духовному строю автора. А параллели с немецким экспрессионизмом в стоящих, сидящих, наклонно летящих фигурках женщин, мастерски переданных в тонированной бронзе, – отражение представлений Даурена Досмагамбетова о вершинах и пропастях женского естества, чуждого намеренной экзальтации или притворству.
Но вот мы останавливаемся у композиции из пластика, выполненной совместно с Азаматом Таби. «Государство двоих» (2017) – это Он и Она, летящие в пространстве, две параллели-горизонтали, обнаженные и свободные, беззащитные и всесильные, открытые всему миру и нам, зрителям, как откровение любви.
Так тему человека и пространства решает в своей скульптуре молодой мастер Даурен Досмагамбетов.
Скульптура – прерогатива сильных духом и телом. В ней нет места жалости, страху и унынию. Сегодня в отечественном ваянии и пластике через годы молчания звучит голос нового поколения. Даурен Досмагамбетов – это прорыв к жизнеутверждению в борьбе за идеалы в самом мощном виде искусства. Со всей очевидностью мы убеждаемся в этом на материале экспозиции. И, безусловно, велики ожидания.
Сауле БЕККУЛОВА