Из Японии с «Надеждой»

В Алматы открылась уникальная выставка гравюры

7 003

В Государственном музее искусств имени Кастеева открывается онлайн-выставка «Ценный дар Нормана Х. Толмана», раскрывающая творчество современных японских художников. Экспонируется серия из 8 произведений, созданных в различных графических техниках. Основной площадкой проведения онлайн-выставки станет платформа Facebook, где и будет проходить виртуальный вернисаж, посетить который могут все желающие совершено бесплатно.
Серия работ современной японской графики носит многозначительное название «Надежда». В прошлом году музею ее подарил коллекционер, долгие годы проживающий в Японии, Норман Х. Толман. Эта серия стала ответом на произошедшую в 2011 году трагедию – землетрясение, повлекшее за собой событие от которого содрогнулось человечество – разрушение ядерного реактора на атомной электростанции Фукусима I. Осмысливая эту трагедию, коллекционер Норман Х. Толман заказал выдающимся японским мастерам графики вдохновляющие работы, главной темой для которых стала именно надежда на светлое и хорошее.
– Художники не были ограничены ни в техниках исполнения, ни в образных решениях. Они стремились передать понятие «надежды», как они её чувствуют, надежды на Возрождение. «Где умирает надежда, там возникает пустота», – писал в своих дневниках Леонардо да Винчи. Её достаточно сложно выразить физически, она эфемерна, чувственна, духовна. Художники, взявшиеся за эту сложную тему, интерпретируют её с позиции веры в лучшее и светлое будущее. Рассматривая эту серию произведений, понимаешь – пустоты нет, есть мир, готовый к преодолению и возрождению. Надежда – это одно из наиболее глубинных понятий, выражающее парадигму позитивного восприятия мира, основанного на доверии к законам бытия, не теряющее актуальности и в наше время,– говорит куратор выставки Виолетта Вологодская.
Японские графики использовали в работе широкий спектр методов: от создания листов в традиционной технике ксилографии, литографии, шелкографии до использования смешанной техники цифровой печати. В проекте приняли участие такие японские художники, как – Южи Хасегава, Масахико Цубота, Кенжи Нагаи, Есио Имамура, Хедехико Гото и многие другие. Ограниченный тираж, всего лишь в 70 экземпляров, позволят сказать, что это коллекционный материал, обладание которым ценно и престижно для любого крупного собрания произведений искусства. Данная серия находится в разных музеях мира, а так же в частных коллекциях.
– Японию часто называют «страной гравюры», и это не случайно. Технику гравюры знали и применяли здесь давно. Уже в 17-18 веках она превратилась в художественное явление мирового значения. В современной гравюре «сосаку ханга» – творческая гравюра, авторство перестаёт быть коллективным, открывая совершенно новые возможности для выражения творческой личности, собственной манеры, темперамента автора, – поясняет Виолетта Вологодская.
В серии, представленной на выставке, работы на вид просты и немногословны, исполнены ощущением тишины, проникнуты тонким лиризмом, новыми формами выразительности, высоким уровнем мастерства.
Наталья ГЛУШАЕВА