Как это по-русски...

«Россия глазами художников Алматы»

6 003

В арт-галерее «Белый рояль» открылась выставка живописи, графики и ювелирного искусства «Россия глазами художников Алматы».

6 002

Выставка проводится при содействии Генконсульства Российской Федерации в Алматы. Всего в экспозиции выставлены работы 21 художника разных поколений, взглядов, стилистических направлений, объединяет которых время и место – все авторы живут в нашем городе «здесь и сейчас». Даже петербуржец Игорь Гущин, недавно перебравшийся в наш город, и Герман Титов, который живет на две страны, почему одни считают его алматинцем, а другие – москвичом. Игорь представил картину под названием «Россия – победоносец», где образ быка, шпага в руке героя и красная ткань свидетельствуют о корриде, но выглядит матадор как обычный интеллигент в классическом костюме и шляпе. Интересен городской пейзаж Германа, где он изобразил Чайный дом Перлова на Мясницкой улице в Москве. Как обычно, в его картине присутствует фигуратив – зритель видит подростков на роликах, женщину-прохожую.
У четырех авторов выставлены работы с изображением храма Василия Блаженного. Это Алексей Уткин, Калыбек Бекбаганбетов, Лидия Дроздова и Георгий Ли. Но если у Алексея величественный собор показан во всей своей красе, с куполами и церквями, то у Калыбека – только его фрагмент. У Лидии храм, как и вся Красная площадь, поместились на заднем плане, а на переднем зритель видит окопавшихся в снегу под сеном красных комиссаров. У Георгия храм и Кремль также виднеются на заднем плане, но он показал народные гулянья на Красной площади в честь Дня России (12 июня) с лихо отплясывающими танцорами, окружившей их веселой толпой, десантниками на переднем плане. В небо взмывают белые голуби и воздушные шары.
– Сколько экспрессии в этой картине, – восхищается кандидат искусствоведения, профессор кафедры «История и теория изобразительного искусства» КазНАИ имени Т. Жургенова, член Союза художников РК Ольга Батурина. – Мне вообще кажется, что переданная в ней энергетика точно подходит Москве, автор хорошо угадал то, чего в обычные дни не хватает этому городу – тепла и солнца, и с избытком это представляет.
Лилия Позднякова образ России передала в женских портретах, составляющих триптих. По словам автора, первый портрет олицетворяет собой язычество, рождающееся из природных стихий. Второй посвящен религии, то есть вере, духовности, а третья картина – это современная Россия, строящаяся, и здесь показан незаконченный образ, часть лица написана на ослепительно белом фоне, это свидетельство ухода в чистый пост.
У многих людей Россия ассоциируется с березами, не стали исключением и художники Галия Торемуратова, Айгуль Кыздарбекова и Батан Шаттык, хотя каждый из них представил этот символ по-своему.
В числе живописцев и графиков, принявших участие в выставке, оказался и ювелир Александр Митрофанский. В экспозицию вошли его украшения из серебра с поэтичными названиями «Прогулка с облаком», «Крадучись по звездам», «Воспоминания о Марии» и другие. На вопрос, как его работы вяжутся с образом России, он ответил:
– Они замечательно вяжутся, потому что Россия – это не березки, не виды Кремля, а культура. Какие-то идейные основы того, что я делаю, – это Серебряный век русской культуры, то есть начало прошлого века, дореволюционное и послереволюционное время, это, в конце концов, «Бульдозерная выставка» (несанкционированная уличная выставка картин художников-нонконформистов в 1974 году в Москве, уничтоженная при помощи поливочных машин и бульдозеров. – Прим. авт.). Поэтому у меня оформление сделано в духе плакатов, Малевича, супрематизма и так далее. Это дань уважения русской культуре.
Продлится выставка до 21 ноября по адресу: ул. Тургута Озала, 150/230 (угол пр. Абая), ЖК «Гаухартас». Тел.: 393-35-06, +7-747-32-23-13.

6 004
Индира САТБАЕВА
Фото Вадима КРАВЦОВА