Как изменились алматинцы?

«30 лет назад моим родителям было тридцать»

Что общего у сегодняшней молодежи с их родителями? В чем похожи и чем разнятся поколения отцов и детей? Эту тему поднимает спектакль «30 лет назад моим родителям было тридцать», премьера которого состоялась в арт-пространстве «Трансформа».

6 001

Это еще одна постановка, созданная по итогам мастер-класса, который в прошлом году в Алматы проводил режиссер из Великобритании Ян Вильем Ван дер Бош. Идея спектакля принадлежит управляющему директору и актрисе театра «АRТиШОК» Анастасии Тарасовой. Проект представляет собой художественное исследование, основанное на публикациях журнала «Огонек» за 1988–1990 годы, постах из Интернета и интервью актеров с их родителями. Создатели рассказывают о правах человека на свободу слова, мысли, вероисповедания, самовыражения.
– Однажды во время уборки у родителей я наткнулась на старую подшивку знаменитого журнала «Огонек», – рассказывает Анастасия Тарасова. – Вдруг стало интересно полистать старые номера этого издания, посмотреть, о чем писали в годы молодости наших родителей, что волновало людей тогда и насколько мы отличаемся от них или же, наоборот, похожи. Рассуждения об этом в итоге вылились в спектакль, режиссером которого стала Катя Дзвоник. Однако я до сих пор не могу понять для себя, похожи ли мы на родителей или все-таки нет.
Об этом на сцене рассуждают четыре актера, представляющие разные театральные коллективы: актриса театра «ARTиШОК» Анна Федорова, актеры англоязычного театра KELT Думан Нурсила, Артур Асланян и Ксения Мукштадт. Из декораций на сцене только стол, заставленный различными яствами, и огромный мультимедийный экран, который отражает и дополняет происходящее на сцене. Декорации умышленно лаконичны, потому что дело не в них. Главное – это беседа, которую ведут актеры за праздничным столом. Они говорят, что их волнует, о чем они мечтают и чего ждут от жизни. Тем временем по музыкальному сопровождению можно судить о том, как изменяется время, все больше подбираясь к современности. Становится другой и атмосфера застолья. Разговоров за столом становится все меньше, а гаджеты в руках у актеров – все современнее. Герои уже не беседуют и не спорят друг с другом. В общем гомоне голосов они зачитывают посты из социальных сетей, кстати, абсолютно реальные. Однако при этом люди не слышат друг друга. Каждый говорит о своем, а у зрителей создается впечатление, что они попали в какой-то сумасшедший дом. И только спустя какое-то время ловишь себя на мысли, что это и есть сегодняшняя жизнь, когда люди каждый день тонут в бесконечном потоке информации, причем зачастую совершенно ненужной.
Несомненно, разнообразных сведений мы сегодня получаем гораздо больше благодаря новым технологиям. Вопрос в том, изменились ли темы, которые нас волнуют, то, о чем мы хотим говорить.
– Мне кажется, что в этом мы мало отличаемся от наших родителей, – говорит Катя Дзвоник. – По сути, нас волнуют те же вопросы, если вслушаться, то и говорим мы на те же темы, что и они когда-то, только живем в других условиях. В частности, намного больше зависим от электронных технологий.
Завершит цикл спектаклей, созданных по итогам творческой лаборатории британского режиссера в Алматы, постановка «Лисистрата». Это проект Виктора Немченко и театрального объединения DramCom. Спектакль создан по мотивам поэтической трактовки одноименного произведения древнегреческого комедиографа Аристофана, которую сделал в свое время Леонид Филатов. В ней затрагиваются темы феминизма, пацифизма и права человека быть собой. Премьера спектакля пройдет 23 и 24 февраля также на площадке «Трансформа».
Елена СОКОЛОВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА