Как по нотам

В Казахской национальной консерватории имени Курмангазы завершился Международный фестиваль камерной музыки

7 003

Он проходит в Алматы уже четвертый раз, и с каждым годом собирает все больше участников и гостей. Неудивительно, ведь фестиваль – это уникальный шанс для профессиональных музыкантов и меломанов всех возрастов познакомиться с новой музыкой, по-своему ее преподнести и показать себя. Идейным вдохновителем и автором этого проекта стала профессор Казахской нацио-
нальной консерватории имени Курмангаы Сауле Медеубаева.
В первый день фестиваля звучала музыка эпохи барокко в исполнении ансамбля барочной музыки D`EL`SA CONSORT. По мнению музыковедов, игру того коллектива отличает безупречное чувство стиля, виртуозность, филигранность звучания. На фестиваль приехали также гости из других стран. В частности, подарком для слушателей стало выступление чешской певицы Дагмар Шашковой, которую считают талантливым интерпретатором музыки эпохи Ренессанса и барокко. Ее пение было настолько проникнуто духом того времени, что публика как бы перенеслась вместе с ней в атмосферу той эпохи.
Не так часто можно вживую услышать игру на старинном смычковом инструменте виола да гамба. Гостям фестиваля представилась такая уникальная возможность, когда перед ними выступил Рональд Мартин Алонсо, прибывший в Алматы из Франции. Вместе с нашим мастером барочной музыки – скрипачкой Диной Курманалиевой и молодой пианисткой Марией Омирбековой, исполнившей партию клавесина, Дагмар Шашкова и Рональд Мартин Алонсо познакомили публику с уникальным репертуаром из произведений английских и французских композиторов эпохи барокко.
Второй день фестиваля посвятили фортепианному дуэту. Со сцены в исполнении молодых пианисток Анны Мельниковой и Лейлы Акшпековой прозвучала «Фантазия» Шуберта. «Сонату» Пуленка сыграли Аскар Кульшарипов и Александра Наумова.
Большое эстетическое удовольствие получила публика от музыки Сюиты Аренского в интерпретации опытного мастера ансамблевого искусства Сауле Медеубаевой и ее ученицы Сабины Атагельдиевой. Довольно сложное в виртуозном плане сочинение прозвучало легко и свободно, сопровождалось не только ансамблевой слитностью, но и красочным и колоритным звучаниям роялей.
Темой третьего концерта в рамках фестиваля стали камерные произведения казахстанских композиторов. Они прозвучали в интерпретации молодых музыкантов. В частности, фортепианное трио Гульжан Узенбаевой GAZESA, посвященное памяти ее педагога Газизы Жубановой
Это яркое, интересное произведение, в котором композитор использует оригинальные темы из сочинений самой Газизы Ахметовны в преломлении своего мировоззрения. Фортепианное трио Узенбаевой в некоторой мере перекликается по тематике с фортепианным трио «Памяти Шапорина» самой Газизы Жубановой, где она прибегает к цитированию некоторых тем из сочинений Шапорина.
Завершающий день Международного фестиваля камерной музыки как бы синтезировал всю программу. Открыла концерт классическая вокальная музыка Каччини и Генделя в сопровождении органа, затем слушатели познакомились с Трио для кларнета, скрипки и фортепиано Шенфилда, Фортепианным квартетом Малера. Закончился концерт исполнением Симфонии № 7 Антона Брукнера в переложении для кларнета, валторны, двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса, фортепиано в четыре руки и фисгармонии. С первых нот симфонии создалась чудесная ассоциация со звучанием большого симфонического оркестра.
Фестиваль стал ярким событием музыкальной жизни Алматы, дал исполнителям шанс проявить себя, совершенствовать свои умения и навыки на мастер-классах, а также оставил много ярких воспоминаний.
Наиля Баяхунова,
доцент Казахской национальной консерватории имени Курмангазы