Как по нотам

Руководитель оркестра колледжа имени Елебекова – о рэпе и о том, как его коллектив находит свой путь в музыке

6 002

В этом году Республиканский эстрадно-цирковой колледж имени Жусупбека Елебекова отмечает 55-летие. Все это время его неотъемлемой частью является оркестр. Уникальность коллектива в том, что многие студенты до поступления в колледж нигде не учились музыке, приходят, что называется, «с улицы», а после четырех лет обучения становятся профессиональными музыкантами, вливаются в состав известных в республике музыкальных коллективов, продолжают обучение в творческих вузах.
О том, как строится обучение будущих музыкантов, рассказал руководитель эстрадно-джазового оркестра, гитарист, дирижер, композитор Нурлан Байкозов.
– Как, не имея за плечами начального музыкального образования, студентам удается освоить объемную теоретическую программу и научиться играть на инструментах?
– Это сейчас программа обучения рассчитана на четыре года, раньше было три, а еще раньше, в самом начале, когда колледж назывался студией, – два. Но с первых лет была выстроена система, позволяющая готовить ребят, не учившихся в музыкальных школах или кружках. Здесь важно сделать уточнение: не на все дисциплины можно поступить без музыкального образования, есть специальности, где оно необходимо, например джазовое фортепиано. Что же касается ребят без музыкального образования, то его отчасти компенсирует стремление к учебе и горячее желание освоить музыкальный инструмент. Как и в любом деле, не у всех оно есть. Бывает, что некоторые, попробовав заниматься, понимают, что музыка не их стезя, и уходят. Здесь же никого не обманешь, можно пожалеть студента, поставить ему, например, тройку, но от этой «жалости» играть он не научится, поэтому стремление к учебе имеет первостепенное значение.
– Ваши абитуриенты – это совершенно чистый лист или кто-то все же умеет играть, например осваивал инструмент самостоятельно?
– По-разному – кто-то с начальной подготовкой, кто-то без. Страна у нас большая, не у всех есть возможность учиться в музыкальной школе, в отдаленных селах таких специальных учебных заведений, как правило, нет. Но наш народ музыкален, в аулах, да и в городах многие с детства играют на домбре, поют. К тому же, если человек решил поступать на музыкальную специальность, значит, он имеет к ней тягу и уже пытался что-то осваивать самостоятельно, например гитарные аккорды. Для этого сегодня имеются возможности – в интернете есть курсы по обучению игре на музыкальных инструментах, поэтому какие-то азы образования получить вполне возможно.
– Вы сами формируете репертуар или студенты тоже имеют право предлагать свои идеи?
– Задаем направление мы, педагоги, особенно на первом курсе, когда ребята осваивают нотную грамоту, начинают изучать сольфеджио, приобщаются к мировой и казахской классической музыке, джазу.
Со второго курса, когда они уже знают нотную грамоту, я знакомлю их с оркес-
тром. Продолжая изучать классику, студенты осваивают две разноплановые джазовые программы.
– Почему именно классика и джаз?
– Потому что они стали основой для развития популярной музыки, рок-н-ролла. Также мы уделяем большое внимание народной музыке, это колыбель всей музыкальной культуры. Как известно, народные мелодии были и остаются тем источником, из которого черпают вдохновение классические музыканты, представители других жанров и направлений.
Параллельно с обязательной программой ребята сами ищут то, что им хотелось бы сыграть, приносят мне партитуры. Мы коллективно обсуждаем эти произведения, и если они вписываются в образовательный процесс и по силам студентам, то берем в работу. Каждый репетирует свою партию, затем на совместных репетициях исполнение сводим воедино.
– Сколько музыкальных отделений в колледже?
– Если говорить о специальностях инструменталистов, то это акустическая или классическая гитара, электрогитара, бас-гитара, ударные инструменты – ритм-группа, три духовых инструмента – труба, саксофон и тромбон, джазовое фортепиано. Именно на джазовое фортепиано к нам приходят с музыкальным образованием, потому что там совсем другие требования – необходима уверенная техника исполнения, теоретический багаж, первоначальный репертуар. К слову, мы уже пять лет сотрудничаем с джазовой школой Тагира Зарипова. Как правило, ребята оттуда поступают к нам.
– Какие специальности пользуются наибольшей популярностью?
– Сейчас у нас оканчивают обучение пять саксофонистов – это считается большим выпуском, двое трубачей, конечно же, популярно джазовое фортепиано, а вот тромбон в последнее время – в меньшей степени. Вместе с тем все ребята целеустремленные, им нравится музыка, можно сказать, что они начинают ею жить.
– Вернемся к репертуару. Вы сказали, что ребята осваивают классику, джаз, народную музыку, и все же, какие композиции являются основой для оркестра?
– Мы играем джаз, джаз-рок, этно-джаз, на последнем делаем акцент, в этой музыке – наша изюминка. Как профессиональный музыкант, я давно понял, что, как бы хорошо мы ни играли джазовые произведения, мы не сможем их исполнять так, как это делают американцы и европейцы, у американцев эта музыка вообще в крови, это их национальное искусство, здесь они первые. Но и у нас есть национальное искусство – народная музыка, кюи, и мы, используя различные музыкальные жанры, стили и формы, должны знакомить с ней слушателя, думаю, что это наш путь. Стиль оркестра – синтез джаза, джаз-рока с народной музыкой. Я делаю аранжировки казахских произведений, и мы их исполняем. Такой репертуар нравится как самим ребятам, так и аудитории. Таким образом начинающие музыканты и слушатели впитывают народную культуру, которая, повторюсь, является основой основ всей музыки.
– Сегодня на новый уровень популярности вышел рэп, считается, что в своем творчестве рэперы поднимают глубокие общественно значимые темы. Что бы вы сказали по этому поводу?
– Я считаю, что рэп – это больше про текст, нежели про музыку. Насчет студентов колледжа не знаю, но, наверное, есть любители рэп-культуры, они же живут теми же увлечениями, что и все ребята сегодняшнего дня. Вместе с тем наши студенты стремятся стать музыкантами, многие продолжат обучение в Национальной консерватории имени Курмангазы, в Национальной академии искусств имени Жургенова, то есть для них звук – его красота, изящество, чистота имеют первоочередное значение, а в рэпе, повторюсь, на первом месте текст, речитатив, музыка служит сопровождением. Если же говорить о песне в ее классическом понимании, то в ней музыка и слова – это единое целое.
– Коллектив колледжа участвует в конкурсах, каковы достижения последних лет?
– В прошлом году успешно выступили на Республиканском конкурсе имени Батырхана Шукенова. Наш коллектив в составе бас-гитары, клавиш, ударных инструментов и саксофонов занял третье место. На республиканских конкурсах успешно выступают такие ребята, как Анель Интыкпаева – фортепиано, Рабия Абдунабиева – гитара, Динара Шайкосова – бас-гитара, Жарасхан Кожахметов – ударные, Альнур Кожанов – саксофон, альт, Вячеслав Петров – тенор-саксофон, Андрей Нестеров – баритон-саксофон.
Я хотел бы выразить признательность руководству колледжа, директору Мырзахану Кожахановичу Кадырову за чуткость к студентам и всестороннюю поддержку учебного процесса и нашего участия в конкурсах.

6 001
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото предоставлены Республиканским эстрадно-цирковым колледжем именни Ж. Елебекова