Хрупкое очарование

Китайские мастера живописи и росписи по фарфору представили в Алматы свои произведения

7 001

Выставка носит название «Пекинский сказ о Шелковом пути на фарфоре». Организаторами творческого проекта выступили Центральный государственный музей Республики Казахстан совместно с галереей Art Market при содействии Фонда культуры и искусства Пекина.
В экспозиции представлено более 100 работ. Произведения созданы именитыми художниками современного Китая. В их числе Чжуан Сяолей, Ма Хайфан, Чжэн Шаньлу, Чжан Телинь, Чэн Маочуань, Ли Чэнсю, Ли Сювэй. Произведения живописи отражают природу и знаковые архитектурные сооружения Пекина, а фарфоровые изделия и другие работы мастеров демонстрируют искусство каллиграфии, письменности кисточкой и тушью, гравировку печатей, а также искусство росписи на фарфоре. В творческом процессе современные мастера живописи соблюдают многовековые традиции китайских мастеров.
К слову, фарфор – один из важных компонентов культуры и искусства. Фарфоровые изделия Поднебесной славятся художественной росписью, в которой мастера используют разные тематические сюжеты и сложные орнаменты.
Роспись китайских художников на фарфоре отличается наивысшим качеством, красотой, изяществом, разно-
образием форм и сюжетов. Все это дает возможность познакомиться с пекинской концепцией «трех сокровищ»: жизни – цзин (семени-сущности), ци (внутренней энергии) и шэнь (духа).
Также на выставке широко представлена живопись.

7 002

Портреты, выполненные художником Ма Хайфань в стиле могуа, отражают жизнь пекинцев. Достопри-
мечательности и природу окрестностей Пекина раскрывают работы художника Ли Чэнсю «Снег на Великой Китайской стене», «Красота местности Сяншань» и Чжэн Шаньлу «Мост Лугоуцяо».
Представляя работы китайских мастеров, искусствовед Мария Жумагулова отметила, что древняя китайская культура вдохновила европейских мастеров изобразительного искусства.
– Если мы сопоставим произведения европейского искусства, созданные в стиле рококо, то найдем много общего с древним китайским искусством. И там и там мы увидим грациозность, легкость, светлые тона, – сказала искусствовед.
Она сделала акцент на том, что искусство французских импрессионистов также перекликается с традиционной китайской живописью.
– Посмотрите на произведения китайских мастеров и на картины импрессионистов. И вы увидите общие методы, которые использовали художники. Это естественное, живое изображение действительности, стремление передать мимолетные впечатления, показать подвижность реального мира, – отметила сходство Мария Жумагулова.
Искусствовед подчеркнула, что фарфоровые изделия Поднебесной сыграли важную роль в формировании городской культуры Центральной Азии во времена Великого шелкового пути.
– Караваны несли культуру изящества, утонченности, грациозности, – сказала она.
Искусствовед напомнила, что долгое время от начала производства весь фарфор, который использовался в мире, был только китайский. А сами мастера Поднебесной держали рецепт его изготовления под строжайшим секретом.
В XVI веке в Европе можно было купить фарфор только из Китая, который привозили сухопутным маршрутом. Стоил этот фарфор фантастических по нашим временам денег, поэтому отношение к нему было как к драгоценности.
Представительницы прекрасного пола нанизывали кусочки фарфора на золотые цепочки и носили их как бусы.
– Впоследствии фарфоровое производство появилось в Западной Европе, в царской России. Но какими бы прекрасными ни были произведения фарфора, выполненные в Старом Свете и России, эти изделия все равно уступают шедеврам китайских мастеров, – отметила она.
В оргкомитете выставки подчеркивают, что проект «Пекинский сказ о Шелковом пути на фарфоре» направлен на укрепление международного культурного обмена и сотрудничества стран в Центрально-Азиатском регионе в рамках государственной программы КНР «Один пояс – один путь».
Приехавшие в Алматы китайские художники провели мастер-классы, также живописцы из Поднебесной вместе с казахстанскими коллегами выехали в Алматы на пленэр.

7 003
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото предоставлены ЦГМ РК