Хрупкое равновесие

Алматинцы получили возможность познакомиться с современным искусством Страны восходящего солнца

6 001

На масштабной выставке в Государственном музее искусств имени Кастеева представлены работы лучших японских художников. Правда, имена многих из них, скорее всего, алматинцам не знакомы, но это вопрос времени. Японская культура становится ближе нашим ценителям. В немалой степени это происходит благодаря основателю галереи The Tolman Collection Норману Толману. Он и привез в Алматы работы лучших современных художников Японии, которых представляет много лет.

6 002

– Страна восходящего солнца сыграла огромную роль в моей жизни, я бы сказал, она помогла мне найти свое призвание. Дело в том, что я родился и вырос в США, а Японию впервые посетил во время службы в ВВС, – рассказывает галерист. – Затем вернулся в эту страну в рамках исследовательской работы во время обучения в Йельском университете и Университете Беркли. По окончании обучения поступил на дипломатическую службу и увлекся изобразительным искусством Японии, которому в итоге посвятил жизнь.
Сегодня Норман Толман успешно представляет лучших художников Японии не только в самой стране, но и в других государствах мира. Причем впервые попал в Казахстан случайно.
– Я регулярно летал в Японию через Сингапур, но однажды вдруг захотелось найти новый путь, и это желание впервые привело меня в Казахстан, – вспоминает Норман Толман. – С тех пор я не раз был в вашей стране, подружился с местными художниками, в частности с Эдуардом Казаряном, и решил познакомить алматинскую публику с творениями японских художников.
В итоге галерист привез в Алматы 75 произведений девяти авторов из собственной коллекции. Они созданы в разное время в разных техниках. Причем в основном это линогравюра, в которой редко работают сегодня художники, потому что она очень трудоемкая. Однако для японцев она имеет особое значение.
– Японская графика имеет очень древнюю историю. Рождение каждого произведения здесь – это путь самопознания, это медитация. Поэтическое восприятие мира – основа синтоизма. Изображенный образ – итог многолетнего духовного пути мастера, который изображается на самом недолговечном и хрупком материале – бумаге, – отмечает куратор выставки искусствовед Ольга Батурина.
На выставке представлены работы нескольких авторов. Самая легендарная из них – 106-летняя художница Токо Шинода, чьи произведения регулярно приобретает императорская семья.
Ее большие, чаще всего абстрактные графические листы почти всегда имеют лирические названия: «Древняя поэма», «Древняя песня», «Прибывающий ветер», «Легкая тень», «Дикий огонь». Каждая ее работа – это глубоко традиционное, духовное явление, в современном очень выразительном абстрактном графическом воплощении, – рассказал Норман Толман.
И все же название у этой выставки появилось благодаря работам другого художника – Вако Шужи. В своей работе он использует сложную смешанную технику печати, заливки, коллажа и даже применяет настоящую золотую фольгу, а также включает в изображения реальные предметы.
– В произведениях Вако Шужи образ хрупкого равновесия мира выражен наиболее остро и емко. Он использует яркие контрастные локальные цвета, плотно покрывает ими плоскость листа, а пространство создает с помощью движений предметов, – добавил Норман Толман.
Подробнее обо всех работах можо узнать, посетив выставку, которая работает в любой день, кроме понедельника, с 11:00 до 19:00.

6 003
Елена СОКОЛОВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА