Кино на сцене

Театр имени Лермонтова открыл свой 88-й сезон спектаклем «Жили-были»

6 003

 

На генеральный прогон спектакля по пьесе заслуженного деятеля РК, кинорежиссера Ермека Турсунова «Жили-были», созданной по одноименной книге его рассказов, зрители стали собираться заранее. Такой интерес вполне объясним: премьера стала первым спектаклем после выхода труппы «Лермонтовки», равно как и других театров города, из полугодового карантина.
Впрочем, карантинных мер никто не отменял: на входе в театр установлена рамка дезинфекции, медицинский работник измеряет температуру пришедшим, а в зрительном зале у каждого второго места демонтированы откидные части кресел для обеспечения социальной дистанции между зрителями.
Для автора пьесы Ермека Турсунова и постановщика Романа Жукова премьера стала знаковым событием: Турсунов дебютировал как театральный драматург, а Жуков – как режиссер. Хотя к 85-летию «Лермонтовки» он уже ставил капустник «Театр. Начало», спектакль «Жили-были» стал его первой полноценной драматической постановкой. К тому же с этого сезона Жуков занял одну из ключевых должностей в театре – заведующего литературно-драматической частью, в чьи обязанности входит формирование репертуара. И пьеса «Жили-были», как пояснил новый завлит, стала первым за последние пять лет произведением отечественного автора, взятым театром к постановке.
Пьеса переносит зрителя в старые добрые времена – казахстанский аул советского периода, когда люди жили простыми радостями и настоящим событием был приезд кинематографической «передвижки.» Именно эта «передвижка», стоящая на сцене, вводит в спектакль тему кино: киномеханик Айвазовский по ходу представления меняет афиши с названиями фильмов, таким образом своеобразно анонсируя сценки, из которых состоит спектакль. Это житейские истории о любви, разлуке, ссорах и примирениях, расставаниях и встречах.
Аул населяют такие персонажи, как дедушка Муссолини (Сергей Попов), бабушка Нуржамал (заслуженная артистка РК Наталья Долматова), молодая семейная пара Пиязгуль (лауреат Национальной театральной премии «Сахнагер» Камилла Ермекова) и Нуртай (Илья Шилкин), повариха и местная красавица Светка Комарова (Ирина Кельблер), киномеханик по прозвищу Айвазовский (Игорь Личадеев), тройка приятелей – самодеятельных музыкантов: Ромео (Максим Лукоянов), Ерема (Арлан Касиманов) и Кайрош (Рауф Хабибуллин). По всем законам жанра имеется здесь и деревенский дурачок – Бошай (Юрий Козулев).

6 002


У всех свои заботы: Бошай носится по селу на деревянной лошадке и спасает черепах из-под гусениц трактора, Муссолини безуспешно пытается освоить пчеловодство, Нуржамал сражается со старой печкой. А тем временем у Пиязгуль свои проблемы: у нее не доится недавно купленная корова. Выясняется, что буренка любит ласку и дает молоко под исполнение песен из репертуара Аллегровой. И хотя в первых сценах спектакля отмечают 58-ю годовщину Октября, а пик популярности певицы Аллегровой пришелся уже на постсоветские годы, Ермек Турсунов настаивает на том, что художественный вымысел допускает смешение времен.
По признанию автора, все эти персонажи – родом из его детства, аул – это маленькая вселенная, которая живет в его памяти и символизирует доброту, наивность, теплоту человеческих отношений. В ауле проживали представители разных этносов, но никто не задумывался о том, кто к какой национальности принадлежит – все жили одним сплоченным селом.
Ермек Турсунов говорит о своей пьесе, как о притче, однако создатели спектакля остановились на жанре лирической комедии. Первые же сцены вызывают стойкие ассоциации с шукшинскими рассказами, по которым, кстати, в театре несколько лет назад ставился спектакль «Чудики».

6 001


Спектакль очень атмосферен. Центральная декорация постановки – макет старенького автобуса ГАЗ – передает дух эпохи. Автобус в зависимости от ситуации служит то кинематографической «передвижкой», то эстрадной сценой, то аульной мазанкой, то непосредственно автобусом. Это придумка художника-постановщика, главного сценографа театра, заслуженного деятеля РК, лауреата Госпремии РК Владимира Кужеля. Помимо автобуса он предложил множество оригинальных сценографических решений.
Спектакль изобилует и режиссерскими находками – так, актеры освоили не только сценическое пространство, но и зрительный зал: вместе со зрителями они смотрят фильм, который демонстрирует сельская «кинопередвижка». Во время нахождения в зале все герои напоминают друг другу, что необходимо быть в маске.
По окончании спектакля состоялось обсуждение, на котором режиссер Роман Жуков рассказал, как актеры работали над казахским акцентом, а также учились играть на музыкальных инструментах – по сюжету спектакля в ауле есть свой молодежный вокально-инструментальный ансамбль «Майский жук», играющий после окончания киносеансов. Режиссер пообещал, что в процессе дальнейших репетиций актеры будут совершенствовать свои исполнительские навыки. Он не исключает, что со временем в постановку будут внесены новые режиссерские и драматургические штрихи для усиления динамизма и активизации действия.
Зрители со своей стороны высказали мнение о постановке. Так, писателя Адольфа Арцишевского покорило искусство перевоплощения актрисы Натальи Долматовой. Он признался, что поначалу решил, что на роль Нуржамал пригласили актрису из театра им. Ауэзова, настолько органично та смотрелась в роли деревенской апашки. А зритель Талгат Игликов отметил, что создателям спектакля удалось точно передать атмосферу аула, у него даже было ощущение, что на эти два часа он перенесся в детство, в свой родной дом.
На обсуждении были анонсированы премьеры сезона – спектакли «Мой папа Питер Пен», который поставил новый художественный руководитель театра, заслуженный артист РК Дмитрий Скирта, и «Вдовий пароход», поставленный к 75-летию Победы Андреем Кизиловым, показы которых состоятся в ближайшие дни.
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА