Классическое трио

ГАТОБ имени Абая в одном спектакле представит балеты «Шопениана», «Открывая Баха» и «Болеро»

18 004

Это три миниатюры, которые, как отметила директор ГАТОБ имени Абая, заслуженный деятель РК Ая Калиева, словно маленькие драгоценные камни, собранные воедино, формируют уникальное ожерелье.
«Шопениана» – образец романтического балета. Он хорошо знаком алматинским ценителям. Впервые балет был поставлен на сцене ГАТОБ в 1962 году народным артистом РК Заурбеком Райбаевым и долгие годы входил в репертуар театра.
Но настало время обновить спектакль в духе современных веяний хореографии и сценографии. Над новой версией, в основу которой, так же как и в постановке 1962 года, легла хореография Михаила Фокина, работали художественный руководитель балетной труппы народная артистка РК Гульжан Туткибаева, заслуженный художник РФ Вячеслав Окунев и дирижер Ерболат Ахмедьяров. Директор ГАТОБ напомнила, что по замыслу Михаила Фокина хореографию балета составляют так называемые воздушные танцы в стиле романтического балета 30–40-х годов XIX века. Их принято называть ballet blanc (белый балет) – по определению французского поэта романтической школы Теофиля Готье.
– Приглашаем зрителя насладиться парящим танцем, который, как легкая дымка, воссоздает волшебный мир грез, – сделала анонс спектакля Ая Калиева.
Другая балетная миниатюра – «Открывая Баха» основана на Концерте № 1 для фортепиано с оркестром (ре-минор) Иоганна Себастьяна Баха.
Над хореографическим воплощением работал бельгийский балетмейстер Дэвид Джонатан, сценографию создавал бразильский художник-постановщик Пауло Роза Сантана, и, так же как и в «Шопениане», дирижером-постановщиком выступил Ерболат Ахмедьяров, а партию фортепиано исполнил казахстанско-германский пианист Амир Тебенихин.
Дэвид Джонатан характеризует балет «Открывая Баха» как абстрактную деконструкцию классицизма. По словам балетмейстера, музыка Баха остается неизменным объединяющим классическим элементом, но необычный и неожиданный хореографический язык танца создает аллюзию обрыва этих корней. Деконструкция всего классического не должна рассматриваться как что-то безобразное – по убеждению постановщика, она усиливает красоту и силу танца.
«Болеро» Мориса Равеля наряду с «Шопенианой» также входит в число популярной хореографической классики, в частности в Казахстане хорошо известны постановки этого балета Заурбека Райбаева 1962 года и народного артиста РК Булата Аюханова 1968 года.
Над новой постановкой ГАТОБ работали бразильские специалисты – хореограф Риккардо Амаранте, сценографом и художником по костюмам выступил тот же Пауло Роза Сантана. Над музыкальной частью спектакля, так же как в первом и во втором балетах, работал Ерболат Ахмедьяров.
Напомним историю этого одноактного балета. Началась она с того, что в 1928 году Равель по просьбе Иды Рубинштейн сочинил «Болеро» для оркестра. Равель, хорошо знакомый с самобытным искусством Испании, решил написать оригинальное сочинение. «Болеро» приобрело особую популярность из-за «гипнотического воздействия неизменной, множество раз повторяющейся ритмической фигуры, на фоне которой две темы также проводятся много раз, демонстрируя необычайный рост эмоционального напряжения и вводя в звучание все новые и новые инструменты».
По словам балетмейстера Рикардо Амаранте, его история «Болеро» воспевает идеалы женской красоты и чувственности. «Балет раскрывает внутренний мир художника, создающего образ прекрасной женщины. Безграничные фантазии творца ведут нас в мир любви, ревности и страсти», – подчеркнул бразильский хореограф.
Премьера балета, объединяющего три хореографические миниатюры, состоится на сцене ГАТОБ имени Абая 27 и 28 апреля.
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото предоставлено ГАТОБ имени Абая