Код искусства

Алматинские скульпторы объединили в своем творчестве древние традиции с новаторством

6 002

Традиции казахской скульптуры берут начало отнюдь не в XX веке, когда появились первые профессиональные ваятели, а уходят корнями в далекое прошлое. На этом настаивают алматинские скульпторы – отец и дочь Тлеуберды Бинашев и Гульфия Мелдеш.
Накануне мастера изобразительного искусства пригласили журналистов и блогеров в свою мастерскую. Скульпторы показали работы, которые принимают участие в республиканском конкурсе «Код науки и искусства».
Цель творческого состязания – объединить передовые технологии с творческим наследием прошлого.
– Наше изобразительное искусство началось с появления петроглифов, уже тогда, в глубокой древности, люди, населяющие наш регион, продемонстрировали свою богатую фантазию, проявили способность к философскому осмыслению мира, – сказал заслуженный деятель РК, член Союза художников республики Тлеуберды Бинашев.
Что же касается истоков скульптуры, то это знаменитые балбалы.
– У каждой страны есть своя символика, если мы говорим о Казахстане, то у многих людей в воображении сразу возникают балбалы, а это не что иное, как скульптуры, – подчеркнул мастер.
По мнению ученых, каменные скульптуры воздвигались как памятники ушедшим из жизни людям, чаще всего выдающимся фигурам, как специальные сооружения, вырубленные из камней.
В своих работах Гульфия Мелдеш и Тлеуберды Бинашев стараются проследить линию, связывающую историю с современностью.
Темы их работ многообразны, но среди них неизменно присутствует мотив традиций и истории нашего края, символы Великой степи.
Искусствовед ГМИ имени Кастеева Гульнур Жубанова отметила, что в монументальных работах Бинашева широко используются художественный язык среднеазиатской пластики, опирающейся на эстетику народного творчества.
– Диапазон пластических решений автора чрезвычайно широк – от плавных объемов терракотовых игрушек до монументально-архитектурных образов казахских кумбезов, – сказала искусствовед.
Работы мастера востребованы, пополняют коллекции музеев. Так, композиция Бинашева «Жетi ата» («Семь предков»), созданная в виде ритуального столба, обозначающего преемственность поколений, находится в коллекции ГМИ имени Кастеева.
Творчество Гульфии Мелдеш также весьма популярно в республике. Она автор бюстов Мухамеджану Тынышпаеву, который установлен возле Казахской академии транспорта и коммуникаций, Турару Рыскулову на станции Чу, режиссеру Асанали Ашимову.
Гульфия не боится осваивать различные материалы и техники. Скульптор занимается резьбой по дереву, обработкой мрамора и гранита, отливкой бронзы. Героем ее скульптур может стать и зритель. Так, она создает «интерактивные» работы – скульптуры со скамейками, на которые может присесть любой человек, сделать селфи, а вокруг скамеек – символы казахской культуры. Или принять участие в перетягивании каната, пропущенного через скульптурную композицию.
В работах отца и дочери присутствуют массивность, ощущение внушительности, свойственное древним авторам балбалов, вместе с тем они мобильны, современны, но, самое главное, благородны и лиричны, их скульптуры – часто гимн человеку, живущему в нашем регионе, на просторах Великой степи.
Наряду с алматинцами в творческом состязании принимают участие скульпторы из Атырау, Усть-Каменогорска, Шымкента.
Конкурс, начавшийся в апреле, завершится 15 августа.
Победитель получит право на создание скульптуры, которую установят в Шымкенте.

6 001

Юрий КАШТЕЛЮК
Фото предоставлено организаторами проекта