Колонка для культуры

Сила плаката...

Когда в Алматы проходила Международная конференция по вопросам гигиены, эксперты, особенно те, которые работали в советское время, сошлись во мнении, что сейчас практически отсутствует санитарное просвещение. Спрашивается, какое отношение это имеет к культуре? Имеет, причем непосредственное. В свое время не было столовой, где бы не висел плакат с текстом «Мойте руки перед едой». Казалось бы, вещь незамысловатая, но тем не менее создать такую, как сказали бы сегодня, социальную рекламу нужно было умеючи. Картинка должна была быть простой, чтобы человек, вошедший в заведение общепита и на ходу бросивший взгляд на плакат, мог сразу уловить смысл.
А если учитывать, что в заводскую столовую посетитель входил ежедневно, то в конце концов эта картинка четко и основательно закреплялась в его сознании – он мыл руки перед едой и заставлял своих детей дома также соблюдать правила личной гигиены.
Недавно довелось с ребенком побывать в детском отделении поликлиники. Сегодня в этом лечебном заведении на стенах рисунки нейтральные: цветочки, зверюшки, герои мультипликационных фильмов. Красиво, но смысловой нагрузки в этом мало. Вспомнилось мое детство, которое пришлось на восьмидесятые. В детской районной поликлинике все картинки имели смысл. Их сюжеты рассказывали о том, что не нужно бояться зубного врача или, чтобы вылечиться, необходимо принимать лекарства, и так далее. Разумеется, материал был подан в виде комиксов, чтобы детям было увлекательно его смотреть. Собственно, «Мойдодыр» – это тоже об этом. Блестящая сказка, несет важную мысль, обучает детей, просвещает их. Сегодня, несмотря на то что мы неустанно говорим о важности социальной рекламы, таких плакатов нигде не сыщешь, вместо этого повсеместно расклеена реклама напитков, далеко не полезных для здоровья.
Не хочется выглядеть брюзгой, но в наше время, когда происходят интенсивные миграционные процессы, вышеупомянутая просветительская работа очень важна. Наш сосед Китай сохранил это. Конечно, там есть и реклама различных газировок, продукции фастфуда, но одновременно на стенах закусочных висят плакаты, напоминающие о простых истинах.
Агитационные плакаты – это мощный пласт культуры, обладающий сильным агитационным воздействием, агитационным в хорошем смысле.
Работая над плакатом, художник оттачивал свое мастерство, ведь нужно было выносить идею, воплотить ее, чтобы, как уже было отмечено, она была остроумной и доходчивой.
Еще в восьмидесятые и даже в начале девяностых плакаты выпускались миллионными тиражами. Сегодня на эту работу фактически не существует госзаказа, а потому жанр уходит, исчезает целый пласт культуры.
Периодически Союз художников устраивает конкурсы на лучший плакат, делал такие попытки и Союз журналистов, но возрождения жанра пока не произошло. Если кто-то занимается плакатами, то это, как правило, или интересные фотожабы, или какое-то ироническое творчество по мотивам старых плакатов. Но рискну высказать свое мнение – в этом нет души, нет идеи, которая бы служила на пользу обществу.
Понятно, что сегодня время непростое с экономической точки зрения. Но двадцатые и тридцатые годы, когда стала активно развиваться советская плакатная эстетика, было еще более трудным историческим периодом, тем не менее государство вкладывало в это направление искусства средства. Думаю, что и сейчас нельзя забывать о плакате как о важном направлении искусства, которое может принести весомую социальную пользу.

Юрий КАШТЕЛЮК