Колонка для культуры

Дух старины

Несколько дней назад довелось побывать в музее музыкальных инструментов имени Ыхласа. На здание дореволюционной постройки, представляющее собой деревянный терем с изразцами, любо дорого смотреть. Фасад был очень хорошо отреставрирован. А что же внутри? Там тоже был сделан ремонт, но вот только атмосфера старины не сохранена, интерьер выполнен в современном стиле, и складывается такое ощущение, будто ты посещаешь не старинный особняк, а деловой центр.
Как-то обсуждал эту проблему с заслуженным деятелем искусств, артистом балета Дмитрием Сушковым. Он посетовал на то, что после реконструкции, проведенной в середине 2000-х годов, служебные помещения ГАТОБ имени Абая стали напоминать не храм искусства, а офис. Между тем театр оперы и балета в соседнем с нами Бишкеке сохранил исторический дух, там ощущается присутствие прошлого, а значит, ощущается связь поколений.
К сожалению, стремясь к оптимизации средств, которая ко всему прочему сочетается с кадровым дефицитом, компании, занимающиеся реставрацией, упрощают себе задачу. При сохранении фасада они пренебрегают кропотливой работой с интерьером.
Как-то мои знакомые – туристы, приехавшие из другого города, попросили показать им в нашем городе здание, которое передавало бы дух старины. Честно говоря, задали они сложную задачу, так как архитектурных построек, где сохранилась бы атмосфера старины, остались единицы. Среди них – Казанский собор в нижней части Алматы на улице Халиуллина. В нем ощущается дух прошлого – интерьер здания не был изменен. Перед входом в церковь можно прочитать объявление о том, что храм нуждается в финансовых средствах для ремонта. Хочется пожелать, чтобы, когда деньги будут собраны и ремонт начнется, строители трепетно отнеслись к старинному зданию и не изменили его архитектурного своеобразия.
Года четыре тому назад довелось побывать в Варшаве. У этого города драматическая судьба, в годы Второй мировой войны он был практически разрушен. Но после войны реставраторы работали очень скрупулезно, вместе с архитектурой они возродили дух минувших эпох. Заходя в уютные ресторанчики или сувенирные лавки, ощущаешь даже запах, который бывает в старинных домах. Вместе с тем ты отчетливо понимаешь, что постройки эти новые, им от силы несколько десятков лет. Но все было так ювелирно воссоздано, что кажется, будто ничего и не разрушалось.
К сожалению, после метаморфоз, связанных с развалом Советского Союза, была подорвана школа реставрации. Например, в Петербурге, городе-музее, на многих исторических зданиях вместо деревянных оконных рам вставлены стеклопакеты. Они стилизованы под дерево, но даже невооруженным глазом видно, что это новодел. По этой причине испытывают дискомфорт кинематографисты, снимающие исторические фильмы, ведь перед Петром I, Екатериной II слуги не могут распахнуть пластиковую дверь, если, конечно, это не фэнтези.
Мы должны внимательнее относиться к реставрационным работам, тем более в год, когда Алматы отмечает 1000-летие. Перед городом стоит задача привлекать туристов, а значит, в мегаполисе должны быть представлены сооружения разных веков.
В качестве положительного опыта хочется привести в пример работы по реставрации здания президиума Академии наук РК, проводимые примерно в то же время, что и реконструкция ГАТОБ. Там сохранили исторический облик фасада, интерьера, включая массивные деревянные двери, лепнину. Никуда не исчезла и великолепная акустика в главном холле. Поэтому при желании все можно делать качественно.
Мы должны уделять большое внимание реставрационному делу, чтобы сохранить для потомков дошедшее до нас наследие и восстановить то, что по каким-либо причинам было утрачено. Нужно сформировать в обществе, а особенно в молодежной архитектурной среде, трепетное отношение к памятникам истории и архитектуры.

Юрий КАШТЕЛЮК