Колонка для культуры

Умная доброта

Есть актеры, которых отличает внутренняя интеллигентность. В их числе отметивший в этом месяце 80-летний юбилей Леонид Куравлев. Вспоминается эпизод из 1990-х годов.
Леонид Куравлев вместе с другими, не менее известными, чем он, коллегами из Москвы принимал участие в творческой встрече с алматинскими зрителями. И вдруг кто-то резко задал вопрос: умер ли наш кинематограф или его кончины еще какое-то короткое время нужно подождать?
Вопрос, мягко говоря, не обрадовал деятелей кино, в том числе и отечественных, но Куравлев спокойно и доверительно рассказал о том, сколько снимается картин в Москве, потом поинтересовался у казахстанских коллег, что происходит на «Казахфильме», и выяснилось, что съемочный процесс идет, и весьма неплохо. В завершение Куравлев улыбнулся и сказал: «Вот видите, гроб с телом кинематографа еще никто не выносил». Весь зал засмеялся, этот остроумный ответ поднял настроение людей, собравшихся в холодный вечер в неотапливаемом зале кинотеатра.
Куравлев продемонстрировал, что интеллигентность, внутренний такт часто могут одержать победу даже в самой накаленной атмосфере.
Эту интеллигентность нужно воспитывать с ранних лет, со школьной и университетской поры. Она должна сочетать в себе знания и воспитание.
Между тем сегодня педагоги наших вузов любят говорить о том, что ЕНТ не способствует интеллектуальному развитию молодого человека, что в нынешних программах вузов сокращены часы по общеобразовательным предметам. Возможно, в этом есть своя правда, но недовольство системой образования было в каждом поколении.
Многое зависит от самих педагогов – если они будут вести за собой студента, станут примером высокой культуры, то есть шанс, что их воспитанники также начнут тянуться к духовности.
В качестве примера можно привести подход к педагогике выросшего в Алма-Ате, а ныне популярного российского режиссера Вадима Абдрашитова.
На одной из пресс-конференций в Алматы он рассказывал, что проводит большую работу по образованию студентов, настоятельно рекомендует им читать не только специальную, но и художественную литературу, чтобы они выросли вдумчивыми профессионалами.
Такие же педагогические приемы применял во ВГИКе и руководитель курса Леонида Куравлева Борис Бибиков.
Но сегодня складывается такое впечатление, что все это куда-то улетучилось.
Как-то я зашел в один из наших творческих вузов и ощутил толчок: кто-то из студентов куда-то опаздывал и бежал по коридору, сметая всех на пути, в том числе и преподавателей.
Конечно, можно наказать таких студентов, не допустить их до сессии, но это ни к чему хорошему не приведет, скорее всего, произойдет обратный эффект – студент затаит обиду.
Поэтому нужно терпеливо воспитывать доброту, интеллигентность, это сложнее, чем наказать недопущением к сессии или отчислением, но продуктивнее.
В воспитательном процессе имеет смысл идти по пути старших товарищей, деятелей искусства, которые в годы работы Центральной объединенной киностудии (куда входили эвакуированные «Мосфильм» и «Ленфильм») стояли у истоков нашего кинематографа.
Это проторенная дорога, доказавшая свою эффективность. Интеллектуальное кино могут снимать только вдумчивые люди, они способны разговаривать со зрителем по душам.
Во время съемок финальных кадров фильма «Живет такой парень» режиссер Василий Шукшин сказал Куравлеву, чтобы тот посмотрел в камеру и, произнеся фразу «Значит, будем жить!», зарядил оптимизмом многомиллионную зрительскую аудиторию.
И у Куравлева это получилось, потому что во взгляде слились воедино доброта, духовность, интеллект.

Юрий КАШТЕЛЮК