Колонка для культуры

Эффект «Щелкунчика»

В театральной жизни Алматы по-настоящему яркое событие: ГАТОБ имени Абая в канун Нового года представил постановку знаменитого балета «Щелкунчик» Петра Чайковского.

Спектакль планировалось в этом сезоне показывать только до конца января, но он идет с аншлагами, до конца месяца билетов нет, и администрация театра уже рассматривает возможность демонстрировать «Щелкунчик» в феврале и даже летом.
Вокруг театра снуют перекупщики, которые назойливо предлагают билеты перед спектаклем, а в зале царит праздничная атмосфера, нарядно одетые родители приводят нарядно одетых детей, в фойе многие зрители фотографируются на фоне баннера спектакля, а потом размещают эти фотографии в социальных сетях, делятся впечатлениями о постановке. Иными словами, город живет «Щелкунчиком», на время спектакля люди оставляют за стенами театра все свои будничные проблемы и наслаждаются балетом.
Такого интереса к театральной постановке в городе я не видел давно. С одной стороны, хочется порадоваться: наконец-то это произошло, но с другой – грустно, ведь событийных премьер в наших театрах крайне мало, причем самое печальное то, что, за исключением «Щелкунчика» да утренников, нет постановок, на которые можно было повести детей младшего школьного возраста…
Нынешняя постановка «Щелкунчика» в ГАТОБ – обновленная: к спектаклю созданы новые костюмы, над которыми, как и над сценографией, работал питерский художник-постановщик Вячеслав Окунев. Он плодотворно сотрудничает с театрами оперы и балета Алматы и Астаны.
Выскажу свое мнение, что популярности нынешней постановки «Щелкунчика» во многом способствовала интересная сценография Окунева. Декорации и костюмы гармонично вплетены в структуру спектакля, создают атмосферу праздника.
После «Щелкунчика» довелось побывать в нескольких наших театрах на других премьерах… Как-то блекло. Приходится констатировать, что не только с режиссерами, но со сценографами не все гладко – в Казахстане это дефицитная специальность. Иностранные специалисты, пусть даже из близкой нам России, – это хорошо, но ведь нам нужны отечественные профессионалы. Было бы большим подспорьем, если бы работающие в Казахстане по договору профессионалы из ближнего и дальнего зарубежья проводили у нас мастер-классы, обучали молодых казахстанских сценографов.
Часто худруки театров на пресс-конференции жалуются на низкие бюджеты, но хочется возразить: в современном мире есть технические средства, позволяющие за сравнительно небольшие суммы организовать декорации. Сегодня часто используется видеопроектор, передающий на задний фоновый занавес красочное изображение. Только здесь нужно профессионально разбираться в цветовой гамме, знать секреты, например, понимать, что белые снежинки эффектно смотрятся на черном фоне, и так далее.
Театральное руководство должно понимать, что учреждения культуры в мегаполисе могут и должны приносить хорошую прибыль, а это средства на новые постановки, налоги в казну. Да, безусловно, хорошее искусство стоит дорого, но если зритель платит, к примеру, пять тысяч тенге за билет, то он должен быть уверен, что спектакль будет качественным по всем параметрам, в том числе и в плане сценографии.

Юрий КАШТЕЛЮК