Колонка для культуры

С декорацией, и без

Зачастую на пресс-конференциях по поводу театральных премьер журналисты просят рассказать творческую группу о декорациях. Традиционным ответом является фраза, что, несмотря на кризис, театр изыскал средства и создал декорации, которые удивят зрителя.
Сценография действительно удивляет, причем навсегда в положительном смысле.
Так, в спектакле «Травиата», поставленном в ГАТОБ в прошлом году, на мой субъективный взгляд, декорации слишком массивны. Сцена театра небольшая и получается так, что в атмосфере крупных колонн артисты «тонут».
Такое же впечатление возникает после просмотра мюзикла «Золушка», который в этом месяце был поставлен алматинским англоязычным театром KELT. В рекламной кампании создатели спектакля делали акцент на то, что это лицензионная постановка, все сделано так, как это происходит в театрах Бродвея. Но здесь получается такая же ситуация, как в «Травиате», актеры попросту теряются на фоне огромных деревьев и других массивных декораций. То есть смещаются акценты, главным становится не персонаж, не действия героев, а сценография.
Конечно, пышность декораций в мюзиклах и в оперных постановках вполне обоснована, эти театральные жанры подразумевают яркость красок. Между тем, как уже было отмечено, здесь должно быть чувство меры. Сценографам нужно помнить, что главный на площадке – артист, а все остальное, включая декорации, различные спецэффекты, дополняет актерскую игру или вокальное исполнение.
Наша газета недавно сообщала о премьере спектакля «Кармен» в ТЮЗе имени Наталии Сац. Это драматический спектакль, но молодой режиссер Сухроб Усманов соединил в спектакле и оперу, и танец, и драму. И все действие происходило на фоне аскетичных декораций, таким образом и здесь главный акцент был сделан на действие, на актерскую игру, поэтому часовой спектакль смотрится на одном дыхании.
И еще о декорациях, вернее об их отсутствии… Как-то в одной из социальных сетей увидел запись репетиции кавказского танца Академического ансамбля имени Игоря Моисеева. Не было ни декораций, ни сценических костюмов, кроме того, видео было выложено в социальную сеть без музыки. Но, движения танцовщиков были настолько пластичны, а жесты так правдоподобны, что казалось, будто есть и костюмы, и декорации, отображающие великолепную природу Кавказа с горными вершинами. Все это появлялось в воображении, а фантазия работала потому, что артисты ансамбля своей пластикой смогли создать атмосферу.
К слову, ансамбль Моисеева почти всегда выступает без декораций, коллектив с легкостью может на них сэкономить по причинам, указанным выше.
В нашем городе весьма популярен театр «АRТиШОК», зал всегда полон. Выскажу свое мнение о причине такой популярности. Она заключается именно в том, что на первом месте в постановках не внешняя атрибутика, не декорации, а актерское исполнение.
Сценографы и режиссеры должны помнить, что зритель приходит на спектакль, чтобы посмотреть актерскую игру, именно актер, как говорил Владимир Высоцкий, должен оживлять все, что вокруг него.
Если же декорации своей массивностью затмевают актера, то зрителю на спектакле становится неинтересно, а значит, можно считать, что деньги на декорации были потрачены зря.

Юрий КАШТЕЛЮК