Колонка для культуры

В мечтах об «Оскаре»...

Получит наконец-то Леонардо Ди Каприо «Оскар» или нет..? Интрига нарастает как снежный ком. Я еще неделю назад с равнодушием относился ко всему этому ажиотажу, но сейчас так же, как и многие поклонники актера, стал переживать за Ди Каприо. Почему? Да просто пиар-кампания по этому поводу достигла больших масштабов, и все больше и больше людей становятся болельщиками Ди Каприо.
С одной стороны, действительно хочется, чтобы он получил статуэтку – актер высокопрофессиональный, но с другой – выскажу свою собственную точку зрения: фильм «Выживший», вокруг которого разгорелась вся эта суета, трудно назвать событием в мире кино, то же можно сказать и о роли актера.
Да, картина добротная, как и все, что сделано в Голливуде, но не более того. На «Фабрике грез» сейчас нет по-настоящему событийных кинолент, прошло время, когда в США выходили шедевры, такие как «Крестный отец», «Однажды в Америке» и так далее.
Думается, что пока Голливуд «взял паузу» мы, должны активнее пропагандировать наше собственное кино, демонстрировать его миру, а показать есть что.
За последнее десятилетие у нас в творческом плане очень сильно выросли Ахан Сатаев, Ермек Турсунов и другие режиссеры.
Как-то в беседе со мной казахстанская сценаристка Зауреш Ергалиева, стоявшая у руля первого отечественного сериала «Перекресток», сказала, что у Сатаева каждый кадр очень органичен, он умеет грамотно выстраивать композицию, а это в кинематографе дорогого стоит. Поэтому его картины «Рэкетир» и «Рэкетир-2» могли бы быть интересны и зарубежному зрителю. В них помимо удачных композиционных решений динамичный сюжет и хороший актерский состав, и даже отрицательные персонажи в чем-то вызывают симпатию. Такое художественное противоречие очень хорошо воспринимается зрителем.
То же самое и у Турсунова. Кроме того, по фильму «Келин» видно, что режиссер увлекается японским кинематографом и перенял у японцев ряд киноприемов. Например, в начале фильма «Келин», так же, как и в японском фильме «Легенда о Нараяме», заснята горная панорама. Это сделано так мастерски, что придает в начале просмотра загадочность сюжету, анонсирует некую тайну, которая будет приоткрыта зрителю. Такие приемы перенимать не запрещается, наоборот, это говорит об эрудированности кинорежиссера, о том, что он снимает свои картины не в отрыве от мирового кино.
Нам нужно продвигать такие работы, стимулировать их авторов к дальнейшему творчеству.
Была сделана попытка выдвинуть «Келин» на соискание «Оскара», выдвинули, но после того как фильм не пробился в финал, все стихло.
Конечно, наивно предполагать, что фильм из страны, впервые заявившей о себе в отборочной комиссии «Оскара», сразу получит главный приз – такое случается крайне редко. Но уже то, что картина заявила о себе – большая победа. Значит, не следовало останавливаться, нужно было активнее предлагать этот фильм, а также другие наши перспективные картины, зарубежный прокатчикам, чтобы о нашем кино узнали и начали его ценить. И тогда бы в следующий раз в оргкомитете «Оскара» сказали бы: «Казахстан – конечно знаем, ведь ваши фильмы идут в мировом прокате».
Но это все пока в мечтах, я уже как-то отмечал, что в нашей стране нет конкретного плана развития кинематографа, который бы позволил вывести отечественные фильмы пусть не в европейский прокат, а в прокат СНГ. План развития собственного кино существует даже в Израиле, который десятилетиями находится на военном положении. И несмотря на это, чиновники от кино там понимают, что война войной, а искусство должно быть по расписанию.
Так что пока мы не научимся рекламировать свое кино, СМИ будут говорить об актерах и режиссерах других стран, о том же Ди Каприо. Это, конечно, хорошо, но ведь, например, Жан Байжанбаев не хуже. Обидно как-то.

Юрий КАШТЕЛЮК