Краски матча

В ГМИ имени Кастеева рассказали о картине на футбольную тему, созданной 60 лет назад

Художники пишут о футболе часто и плодотворно. И это, как отмечает завотделом зарубежного искусства ГМИ Галина Сырлыбаева, вполне закономерно, ведь любимая игра миллионов дарит целую палитру эмоций.
В числе ряда произведений, героями которых стали футболисты, музей хранит внушительное полотно – 162 на 215 см. Это картина художника Владимира Рутштейна «После победы».

12 001


Оригинальность работы не только в размерах, но еще и в творческом подходе к сюжету – художник изобразил не саму игру, а эпизод в раздевалке по окончании футбольного поединка. Зритель не видит эпизоды матча, но ощущает шум трибун только что прошедших баталий. И это ощущение возникает благодаря деталям, изображенным художником: румянец на щеках игроков, волосы, влажные от испарины, испачканная в пылу борьбы форма. Чувствуется, что баталии кипели нешуточные.
А в качестве приза не только кубок, но и восторг зрительниц, которые заглядывают в окно раздевалки. Теперь эти парни – кумиры девушек.
– Думаю, живописец показал любительскую команду, это видно по нехитрой мебели, например вместо специальных спортивных скамей парковая лавка, видавший виды стул, но это не умаляет радость от удачного матча, – рассуждает искусствовед.
По всей вероятности, это игроки заводской команды, собравшиеся на турнир в выходной день. Подобных клубов в тот период создавалось много. Массовости футбола способствовала успешная игра мастеров, например, в сезоне 1957 года из проведенных восьми матчей сборная СССР одержала шесть побед. Был на подъеме и «Кайрат», ряды команды пополнили восходящие звезды, в их числе Сергей Квочкин, Леонид Остроушко, Тимур Сегизбаев, они демонстрировали не только волевую игру, но и комбинационный футбол. Многим болельщикам начала 1960-х памятен матч в «Лужниках», то есть на выезде, где Тимур Сегизбаев забил спартаковцам два мяча.
Вот как один из эпизодов игры вспоминал сам Тимур Сегизбаев: «Получив мяч, рванул по краю, дошел до лицевой линии, а мне навстречу бросился защитник Иван Варламов. По-хорошему надо было отдать в штрафную, но наших там не оказалось. Я и решился пробить. Удар получился с подъема. Мяч попал в опекуна и рикошетом от него отлетел в угол ворот, которые защищал Владимир Лисицын».
Для москвичей это был гром среди ясного неба, а для алма­атинцев праздник.
Поэтому Галереей имени Шевченко, так в ту пору назывался ГМИ имени Кастеева, приобретались работы на футбольную тематику, они соответствовали духу того времени.
– Достоинство картины «После матча» в том, что художник показал благородную радость футболистов от успешно проведенного матча.
– Это не безудержное торжество, а празднование победы с чувством собственного достоинства, показан коллектив, где царит командный дух и атмосфера доверия, возможно, в команде есть и фронтовики, например, у тренера мы видим наградные планки, такие люди, как никто другой, способны по достоинству оценить победу, – высказала профессиональное суждение Галина Сырлыбаева.
Искусствовед подчеркивает, что в наше время картина смотрится так же актуально, как и в середине минувшего века.
Сегодня наш город переживает футбольный ренессанс, во дворах сооружаются качественные и безопасные футбольные поля, создаются новые команды любителей.
И возможно, появится художник, который сможет изобразить на своем полотне парней или девушек нашего времени, с азартом играющих в футбол.
Юрий КАШТЕЛЮК
Фотография картины
«После победы» предоставлена ГМИ имени Кастеева