Краски Поднебесной

В Государственном музее искусств имени А. Кастеева открывается выставка «Живопись и графика Китая XIX–XXI веков»

7 002

Экспозиция знакомит с работами из фондов музея. Авторов трех веков объединяет древняя школа китайского изобразительного искусства. В числе произведений, которые будут экспонироваться на выставке, творения Сюй Бей Хуна, оформленные в виде свитков, картины Ма Цзюаня, Янь Шу Гуана, Ци Бай Ши, отражающие мировоззрение и философию Поднебесной.
Куратор выставки Мария Копелиович сказала, что сегодня в мире отмечается новая волна интереса к живописи Китая. Во многом этому способствует выпуск печатной продукции с высококлассными копиями произведений неизвестных мастеров китайской живописи.
– Копии также выполнены мастерами, имен которых мы не знаем, но профессиональный уровень этих работ настолько высок, что их по праву наравне с оригиналами можно считать произведениями искусства, – подчеркнула Мария Копелиович, пояснив, что традиционно степень подготовки китайских художников, создающих копии, очень серьезная.
Проводя экскурс по представленным на выставке работам, куратор отметила, что на формирование и развитие живописного искусства Поднебесной повлияло ее изолированное положение на мировой арене. Возможно, поэтому здесь сложилась самобытная духовная и материальная культура.
Живописная традиция формировалась следующим образом. Поднебесная, вбирала в себя чужеродное искусство завоевателей и преобразовывала ее на свой лад. Привнесенная традиция иных народов принималась Поднебесной, пропускалось через мировоззрение ее жителей, органично вплеталась в культуру Китая.
Исторически жители Поднебесной стремились к «единству всех вещей», к единству знаний, единству чувств и мыслей, которые были бы достойны человека. По замечанию Копелиович, в Китае со времен древности стремились к гармонизации человека с человеком, человека с природой. Издревле китайцы считали, что человек возникает из природы, повинуется ей, живет в природе и исчезает в ее недрах. Этот мировоззренческий постулат, по утверждению искусствоведа, лежит в основе творчества художников. Стремление выявить общие закономерности природы породило определенный творческий метод китайских художников, предваряющий написание картины.
– Природа изменчива, она живет в постоянном движении, поэтому, прежде чем написать картину, мастер должен пройти пешком много километров, понять всю ее красоту и многообразие, ее величие и гармонию, и лишь в тиши своего дома живописец «сочиняет» пейзаж, обобщив свои наблюдения, – рассказала об особом подходе к творчеству китайских живописцев Мария Копелиович.
В основе живописи Поднебесной лежит линейный рисунок. Эта особенность напрямую связана с традиционной китайской каллиграфией, которая также в своем роде является произведением изобразительного искусства.
К слову, каллиграфия занимает особое место в области традиционного искусства Китая – это не только средство общения, но и средство выражения внутреннего мира человека. Иероглифы происходят от рисунков, которые со временем подверглись скорописному упрощению.
– Для овладения китайской письменностью требуется знание 5000 иероглифов, – рассказала искусствовед. – Их комбинация рождает около 20 тысяч слов. В китайской традиции бумага, кисть, тушь и тушечница называются «четырьмя драгоценностями, что находятся в покоях культурного человека». Эти же четыре предмета используются мастерами, создающими живописные произведения.
Для передачи изначального качества и свойства предмета китайские художники используют минимум изобразительных средств – линию или цветовое пятно или то и другое вместе.
– Мастеру достаточно было одной линией очертить фигуру человека, чтобы дать почувствовать ее объем и движение. Требовалось несколько мазков туши, чтобы отразить малейшие нюансы природы – нежную трепетность цветка, взмах крыльев бабочки, движение песка в пустыне, шум ветра… – объяснила особенности художественной техники эксперт и процитировала по этому поводу китайского пейзажиста Го Си: «Живопись – это обретшая форму поэзия».
Ощущения пространства и объема китайский художник достигает благодаря виртуозному владению линией. Многие годы, рассказала Мария Копелиович, он тренирует свою руку, заботится о ее гибкости и силе. Движение руки должно быть абсолютно точным, потому что исправление написанного просто невозможно. Помимо владения линией пространственных решений художникам помогает добиваться использование различных оттенков цветового пятна.
Основные жанры традиционной китайской живописи-графики сформировалась еще в эпоху Средневековья. Это портретная живопись, живопись фигур; пейзаж – «горы и воды»; натюрморт – «цветы и птицы». В экспозиции ГМИ представлены все жанры, кроме искусства портрета.
В фондах ГМИ имени А. Кастеева находится на хранении около 230 произведений китайской живописи. В экспозиции «Живопись и графика Китая XIX–XXI веков» будет представлено более 70 работ.

7 001
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото представлены пресс-службой ГМИ РК