Краски познания

7 001

Техники живописцев и реставраторов Поднебесной стали темой командировки экспертов ГМИ в Китай

Специалисты расположенного в Алматы крупнейшего музея произведений изобразительного искусства страны посетили центр реставрации и консервации Шанхайского музея древностей. Вместе с китайскими коллегами эксперты ГМИ обсудили нюансы реставрации произведений китайской живописи, подходы к экспертным оценкам произведений изобразительного искусства Китая.
– В фокусе нашего внимания были такие вопросы, как изучение способов хранения живописных произведений, свитков; исследование специфики рисовой бумаги, используемой китайскими художниками; способы устранения дефектов на бумаге и шелке; работа технических лабораторий для анализа и атрибуции произведений старых мастеров и многое другое, – поделилась руководитель отдела реставрации Музея имени
А. Кастеева Гульжан Калдыбаева.
Наряду с этим в рамках поездки эксперты ГМИ знакомились с культурологическими аспектами живописи Поднебесной.
Резюмируя итоги командировки, искусствовед, эксперт по китайской живописи Мария Копелиович отметила, что к исследованию произведений изобразительного искусства Китая нужно подходить сквозь призму китайской философии.
– Долгий исторический период Китай практически не испытывал на себе влияния других цивилизаций. Наоборот, страна вбирала в себя искусство завоевателей, преобразовывала его на свой лад. Все, что было привнесено, пропитывалось духом традиционной культуры Поднебесной. Эту особенность очень важно учитывать при анализе произведений китайского изобразительного искусства, – высказала экспертное суждение Мария Копелиович.
Искусствовед отметила, что для анализа и проведения экспертных заключений произведений также важно учитывать, что в корне китайской живописи лежит линейный рисунок. Эта особенность напрямую связана с традиционной китайской каллиграфией, которая является своего рода произведением изобразительного искусства.
Продолжая рассуждать о мироощущении мастеров Поднебесной, Мария Копелиович отметила, что, создавая свои работы, китайские живописцы стремились и стремятся к единству знаний, к единству всех вещей, к единству чувств и мыслей, которые были бы достойны человека.
– Формулой древних мастеров была гармонизация человека с человеком, человека с природой, – уточнила Мария Копелиович.
Искусствовед подчеркнула, что казахстанские и китайские специалисты ведут постоянный диалог, который позволяет накапливать профессиональные знания отечественных экспертов в области китайского искусства. Нынешний визит казахстанцев в Китай стал еще одним шагом к расширению знаний о китайском изобразительном искусстве.
В рамках командировки в Нанкине казахстанские специалисты познакомились с произведениями молодых живописцев – выпускников Нанкинской академии искусств.
– Молодые живописцы, применяющие в своем творчестве техники древних мастеров, специально для нас провели мастер-класс. Они продемонстрировали, как создаются произведения в жанре шань-шуй (горы-воды) и в жанре хуа-няо (цветы-птицы). Экспериментируя, художники в основном ведут поиски композиционных и колористических приемов, но при этом соблюдают традиционную технику письма – гохуа, – поделилась специалист ГМИ по китайскому искусству Виолетта Вологодская.
Завершая рассказ о командировке, директор ГМИ Гульмира Шалабаева подчеркнула, что Государственный музей изобразительного искусства имени Кастеева тесно и плодотворно сотрудничает с китайскими коллегами.
– Мы имеем уникальную возможность знакомиться с древними техниками, произведениями современных китайских мастеров, которые, чтя традиции, идут вперед и экспериментируют. Полученные знания специалисты нашего музея применяют непосредственно в работе – в реставрационном деле, экспертном анализе, экскурсионной работе и во многих других спектрах музейной деятельности. В дальнейшем наши специалисты продолжат обмен опытом с музеями Шанхая и Нанкина. Это радостно, ведь нам есть чему поучиться у коллег из Поднебесной, – заключила директор ГМИ имени А. Кастеева Гульмира Шалабаева.
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Клары Исабаевой