Красный уровень

8-серийный телевизионный фильм

Терроризм всегда был и остается одним из главных проблем человечества. Последние столетия эта проблема обострилась. Запрещенные организации планомерно с размахом уничтожают людей, сея страх по всему миру. Их методы совершенствуются и становятся все более изощренными. Террористические организации пополняют свои ряды, агитируя и зомбируя людей со всего мира. Раньше теракты осуществляли мужчины – боевики, теперь среди них женщины и даже дети. Агитация и пропаганда идей терроризма не прекращается и по сей день.

7 002

Казахстан – одна из немногих стран, где до недавнего времени было спокойно. Но вот и в наших городах жители стали свидетелями терактов. Уже пострадали Актобе, Атырау, Тараз, населенные пункты Алматинской области.
Государства объединяются, совершенствуя методы в борьбе с терроризмом, и в этом им очень помогают средства массовой информации.
О том, как в такой ситуации работают сотрудники антитеррористического отдела Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, рассказывает 8-серийный телевизионный фильм «Красный уровень». Картина создана по заказу Министерства информации и коммуникаций РК. Съемки сериала закончены, сейчас идет монтаж, премьера предполагается в начале марта.

7 001
Режиссером-постановщиком многосерийного фильма был приглашен из Москвы Валерий Мызников – мастер высокого уровня, принимавший участие в создании таких известных сериалов, как «Глухарь», «Знаки судьбы», «Гончие» и других художественных и документальных фильмов. Валерий Мызников дал интервью корреспонденту газеты «Вечерний Алматы».
– Какие трудности были у вас во время работы над фильмом, связанные с КНБ, ведь их деятельность окружена государственными секретами?
– От Комитета национальной безопасности у нас был консультант, он знал, что можно, что нельзя. Иногда приходилось что-то переделывать, иногда возникали споры, но это все решалось в рабочем порядке. Хотя, конечно, ответственность огромная, мы все это понимали – и съемочная группа, и актеры, свобода творчества была ограничена.
– Как вы подбирали актеров на роли?
– Сначала мне прислали поэпизодник фильма с указанием, каких артистов хотели бы видеть в той или иной роли. На главную роль – майора КНБ – предлагали Берика Айтжанова. Я посмотрел с ним несколько фильмов и увидел очень высокий уровень актерского мастерства. Хотя у нас был большой кастинг и на эту роль тоже, я понял, что Айтжанов лучший. Его герой – Ернар не просто боевой офицер, это аналитик, который умеет в голове выстраивать сложные схемы поиска преступных группировок. Кроме того, по сюжету у него огромные семейные проблемы.
Все было непросто. Как все большие актеры, он требователен к роли. Сценарий может быть написан как угодно, но для актера главное, как его роль видит режиссер. Еще до подписания договора мы несколько раз встречались, разговаривали, находили компромисс.
Жену главного героя играет Сая Оразгалиева – красавица, очень женственная, органичная актриса. Ее героиня глубоко страдает, считая, что муж уделяет ей мало времени, потому что для него главное – работа. Их семья на грани распада. То есть наши герои это не супермены, а обычные люди, но в то же время они высокие профессионалы в своем деле, и от того, как они выполняют свою работу, зависят жизни многих людей.
У нас замечательный отрицательный герой – актер Нышанбек Жубанаев. У него огромное отрицательное обаяние.
Напарника главного героя играет Филипп Волошин, известный казахстанский актер, многогранный, прекрасного профессионального уровня.
Но самое интересное и неожиданное для меня – это молодые очень талантливые артисты Ермек Турганбеков и Мариям Сатай. По сюжету это история любви молодых людей, Аскара и Наргиз, в которую вмешиваются радикальные экстремисты. Аскара вербуют, и он на глазах любимой становится другим человеком – уходит в радикализм. Девушка старается спасти его. В конце концов благодаря ей он отказывается идти на преступление. Тема вербовки молодых людей в отряды запрещенных организаций сейчас остро стоит во всем мире. Это огромная трагедия.
– У вас в фильме играет дочь известного казахстанского режиссера Акана Сатаева?
– Уже после утверждения проб я узнал, что Мариям Сатай это дочь Акана Сатаева. Она непрофессиональная актриса, учится на художника, и для меня было удивительно, как она смогла так великолепно сыграть свою роль, очень драматическую, сложную.
– Как вы оценили общий уровень наших актеров?
– Для меня казахские артисты были открытием. Но не все. В основной массе это просто типажи. Сейчас уже так не играют даже в сериалах. Должна быть глубина, должна быть хорошая школа. Надо идти учиться в театральное училище, получать опыт, только тогда можно стать артистом. Лучше играть постоянно в театре.
Многие думают, что режиссер должен рассказать, как актеру играть его роль. Это не так. Режиссер – психолог, он должен настроить актера. Иногда, чтобы артист сыграл обиду, мне надо его обидеть. Я это понял уже очень давно.
– Вы были в наших театрах?
Был, правда, немного. В театре имени Лермонтова смотрел спектакль «Счастливые поют» к 100-летию Эдит Пиаф и Фрэнка Синатры (музыкально-театральный проект Ирэн Аравиной и Галины Пьяновой, который показывали на сцене театра Лермонтова. – прим. авт.). Был в театре оперы и балета имени Абая.
– Будет ли сериал «Красный уровень» иметь успех в России, например?
– Трудно сказать. Сейчас тема терроризма, вербовки молодежи в радикальные организации – болезненная и актуальная для всех стран. Думаю, если бы фильм был совместный, интерес был бы больше, хотя история универсальная. К сожалению, ни в России, ни в Казахстане не научились делать универсальный продукт, как это умеют делать американцы, фильмы, которые интересны везде. Их смотрят в Китае, Франции, России, Казахстане, везде. Хотя в России уже есть продюсеры, которые умеют это делать. Умеют создавать и умеют продавать, это тоже особый талант.
– Наши фильмы мало видят за границей, как вы думаете, почему?
– Казахстан может сейчас создавать прекрасные фильмы, интересные всем, как это делают корейцы, китайцы. Почему бы Казахстану не делать совместные картины, интересные для русскоязычного населения других стран? Продюсерам и кинокомпаниям сейчас важно снимать недорого качественное кино. В России огромное пространство – 140 миллионов человек, это потенциальные зрители и доход. В России производство сериалов стало более или менее качественным, то, чего нет здесь. Нужно подтягиваться. У Казахстана удивительная история, интереснейшие люди, замечательная природа, есть все возможности. Надо делать кино для России, продавать его там. Чтобы заинтересовать продюсера, предлагать интересные истории при минимальном бюджете и высоком качестве.

Красный (критический) уровень террористической опасности устанавливается при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения акта (актов) терроризма или уже совершенном акте терроризма, а также подтвержденной информации о возможном совершении повторного акта (актов) терроризма или одновременных террористических атак на объекты, уязвимые в террористическом отношении.
Оксана БОНДАРЕНКО