Крупицы мудрости

Государственный музей искусств имени А. Кастеева представил передвижную японскую выставку «Современные нэцке из дерева»

6 001

Экспозиция, включающая более 60 нэцке, открылась в ГМИ в минувший вторник. Куратором и организатором проекта выступил политолог и общественный деятель Досым Сатпаев, сокуратором – искусствовед Мария Копелиович. Приезд в Алматы экспозиции состоялся благодаря совместной работе целого ряда организаций. В их числе Japan Foundation, посольство Японии в РК, частный фонд Досыма Сатпаева, Общество казахстанско-японской дружбы, Казахстанско-Японский центр развития человеческих ресурсов и Казахстанско-Японская ассоциация Шелкового пути.
Куратор выставки Досым Сатпаев напомнил, что нэцке – это маленькие символические резные фигурки, выполненные из слоновой кости или дерева.
В древности японцы использовали нэцке как брелок, аксессуар для прикрепленного к поясу кимоно кошелька. Также нэцке служили декоративным украшением одежды. В Стране восходящего солнца первые нэцке появились в период Эдо, своеобразного золотого века японского искусства, литературы и поэзии. С течением времени эти простые повседневные предметы достигли уровня подлинного искусства, стали объектами коллекционирования. В разных странах мира живет большое количество поклонников нэцке.

6 002
– Всего в мире, по оценке экспертов, насчитывается 5000 коллекционеров миниатюрных японских фигурок, – привел статистику Досым Сатпаев.
Куратор выставки уточнил, что цена на редкие старинные нэцке доходит до нескольких сотен тысяч долларов. Например, нэцке мастера Отомана (XIX век), изображающее борьбу воина Ватанабэ-но Цена и демона Расемона, эксперты оценили в 185 тысяч долларов. Самое дорогое в мире нэцке «Кирин» оценивается в миллион долларов.
– Процесс изготовления произведений весьма кропотлив, часто мастера тратят целый год для создания одной фигурки, – продолжила исторический обзор Мария Копелиович.
Вырезание самой фигурки было только частью длительного процесса, мастеру предстояло еще много кропотливой работы – нужно было тщательно отполировать нэцке. Затем произведение предстояло покрыть прозрачным лаком в несколько слоев. Лакировка занимала долгие месяцы. Далее нэцке полировали порошком угля, протирали льняным маслом. Завершающий шаг – наведение глянца шелком.
Тематика нэцке безгранична и теснейшим образом связана с мировоззрением народа, его мифологией, преданиями, легендами. Причем в древности один и тот же персонаж могли трактовать по-разному.
– Из мифологических персонажей часто изображают покровительницу веселья, новогодних торжеств богиню Удзумэ. Из народного искусства в нэцке перешли жизнерадостность, юмор, новизна образов, – рассказала Мария Копелиович.
Мастера не боялись сделать изображение божества забавным, заострить внимание на комической ситуации. Также часто нэцке посвящали богине солнца – Аматэрасу. В одной из легенд рассказывается, как богиня, поссорившись со своим братом Сузано, спряталась в пещеру. На землю пришли холод и тьма. Тогда боги обратились за помощью к богине Удзумэ, которая своей находчивостью, веселым нравом вывела всех из затруднительного положения. Они зажгли огонь, поставили круглый барабан, на котором богиня веселья стала петь и танцевать. Аматэрасу не выдержала и выглянула посмотреть, чему радуются боги без нее. В этот момент ей поднесли зеркало, Аматэрасу удивилась своей необыкновенной красоте и вышла из пещеры. Солнце вновь озарило небо.
На выставке «Современные нэцке из дерева» можно увидеть изображения многих божеств и познакомиться с работами современных японских мастеров, которые предлагают новый взгляд на японское прикладное искусство. Посетители выставки могут не только увидеть экспонаты, но и потрогать некоторые из них руками, ощутить тактильную прелесть нэцке.
На открытии экспозиции выступила токийская группа «Дэнся», исполняющая музыку на японских народных инструментах.

6 003
Юрий ЮРОВ
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА