Культура в массах

В тридцатые годы «Вечерка» стала ведущим культурным изданием республики...

Vecher80

С первых лет своего существования газета уделяла большое внимание культурной тематике, печаталось много рецензий на премьерные спектакли, из рекламы, на страницах газеты, сегодня можно понять, какие культурные мероприятия проводились 80 лет назад.
Например, в рекламной рубрике газеты «Социалистическая Алма-Ата» (напомним, так раньше называлась «Вечерка») читателей приглашали в театры, кинотеатры, цирк, зоопарк и в книжные магазины.

12 001
Так, «Русская драма», располагавшаяся в Клубе НКВД, ныне в этом здании находится Уйгурский театр музыкальной комедии, предлагала посетить постановку в четырех действиях популярного советского автора 1930-х годов Александра Давурина «Семья Волковых», спектакль шел в театральном сезоне 1936-1937 годов, а вот цирк приглашал на «Гастроли дрессированных медведей».
Еще до того как в городе был открыт стационарный зоопарк, на территории Колхозного базара, именно так назывался в тот период главный городской рынок, был обустроен зверинец. Из объявления явствует, что он был открыт ежедневно с девяти утра до десяти вечера.
Как уже было отмечено, газета публиковала большое количество рецензий, аналитических материалов на тему развития отечественного театрального искусства. И материалы эти были весьма острыми.
Так, в 1938 году вышла статья «Творческое лицо русской драмы». В этой статье театр критиковался за то, что труппа не уделяет должного внимания современной драматургии.
Отмечалось, что в то время как постановочные портфели других советских театров были полны пьесами Погодина, Корнейчука, в русской драме города Алма-Аты ставят зарубежных авторов, в частности Гюго «Король забавляется».
«Так в этом сезоне мы и не увидели на сцене пьес, которые открыли новую страницу в истории советской драматургии», – подчеркивалось в статье. Руководство театра обвинялось в нежелании брать в репертуар пьесы советских авторов.
«Здесь налицо не только отсутствие творческой смелости, не­умение и нежелание дерзать, но и отсутствие политического кругозора, непонимание актуальных задач советского театра», – писалось в материале.
Эта статья скорее всего носила тенденциозный характер, как и многие материалы того периода.
Тогда этим творческим коллективом руководил Юрий Рутковский – основатель русской драмы в нашем городе. Он был горячим пропагандистом театра, последователем идей Константина Станиславского и, скорее всего, обвинение этого мастера в творческой близорукости не имело под собой реальных оснований.
К счастью, ему удалось пережить сложные годы, на которые пришелся пик сталинских репрессий, более того, в 1937 году Рутковскому было присвоено звание Заслуженного артиста Казахской ССР.
В 1938 году в Алматы состоялась премьера балета «Лебединое озеро», в нашей газете была опубликована рецензия. Театр оперы и балета в тот период носил имя Левона Мирзояна, стационарное здание театра было еще только в планах, и спектакли давались в городском дворце культуры.
Четверть рецензии была посвящена пересказу сюжета балета – это и понятно, ведь в тридцатые годы не многие люди у нас были «избалованы» посещением театров и знакомством с классикой. А резюмировался пересказ сюжета следующей фразой: «Конечно же, не столь банальное либретто обеспечило неувядаемый успех балету…». Подчеркивалось, что именно благодаря музыке Петра Чайковского балет «Лебединое озеро» стал нетленным произведением.
Юрий КАШТЕЛЮК
Материал подготовлен совместно с Национальной библиотекой РК

12 003