Колонка для культуры

Не так давно в крупном алматинском музее довелось наблюдать такую картину: экскурсовод рассказывал ученикам начальных классов о том, что изображено на стенде, водил указкой по стеклянной витрине, за которой были спрятаны раритеты. Но детям было неинтересно, они смотрели по сторонам, шумели, общались друг с другом. Экскурсовод, который очень старался, был раздосадован.


Что же послужило причиной их невнимания? Стенд профессионально оформлен, информация подана грамотно, но… для взрослых.
В этой связи вспомнился музей водопровода в Израиле. Там помимо традиционных экспонатов создана экспозиция, ориентированная на юных посетителей. Она представляет собой макет большой пластмассовой водопроводной трубы, внутри которого можно ходить, изучать со всех сторон. Причем ползают внутри этой трубы с одинаковым азартом и дети, и взрослые.
У нас, к сожалению, практически нет опыта по созданию в серьезных музеях экспозиции для детей, все очень строго, чопорно и ничего нельзя трогать руками. Поэтому стоит ли удивляться, что наши семьи, выбирая маршрут выходного дня, минуя музеи, идут в большие торгово-развлекательные центры, парки: там-то в детских городках все можно трогать руками.
Между тем во многих странах музеи – это центры семейного познания, где экскурсоводы, учителя, родители помогают детям постигать мир, узнавать о том, как зародилась жизнь на Земле, знакомиться с различными специальностями. Причем на Западе детям в музеях не боятся рассказывать о таких серьезных и даже страшных темах, как инквизиция.
Разумеется, что над созданием экспозиций для юных посетителей музеев там работают не только художники, но и детские психологи, педагоги. И такой подход позволяет образовывать детей.
Как знать, возможно, ребенок запомнит впечатления, связанные, например, с экскурсией внутри огромного макета водопроводной трубы, и когда придет время выбирать специальность, решит посвятить свою карьеру работе, связанной с водоснабжением.
Нашим музейщикам пора задуматься о таких вещах, в детском возрасте предмет зачастую вызывает интерес в том случае, если до него можно дотрагиваться руками, или, как в случае с макетом трубы, забраться внутрь.
Такие же условия нужно создавать и для незрячих горожан. Если им будет доступен тактильный контакт к экспонатам, то у них появится интерес к музеям.
Вместе с тем нельзя сказать, что у нас ничего не делается в плане создания новых форм подачи музейного материала.
Например, в библиотеке КазНУ на первом этаже создана экспозиция, посвященная Аль-Фараби. Там нет артефактов. Однако концепция экспозиции оригинальна, она представляет собой череду витрин, в каждой из которых воссоздан эпизод из биографии ученого. Скульптура Аль-Фараби выполнена очень правдоподобно, в натуральную величину. А демонстрируется экспозиция так: в выставочном помещении, как в кинозале, меркнет свет, и поочередно освещаются одна витрина за другой, все это сопровождает дикторский текст.
Думаю, что такой подход интересен всем – и взрослым, и детям, экспозиция познавательна и представляет собой яркое зрелище.
И другим музеям имеет смысл действовать в подобном направлении.
В конце минувшего года глава мегаполиса Бауыржан Байбек сообщил, что Музей истории города Алматы из малоприспособленного помещения над бывшим кинотеатром «Искра» переедет в старинное здание на пересечении улиц Кабанбай батыра и Наурызбай батыра. Безусловно, этот терем с резными узорами – самое подходящее место для городского музея. Хочется надеяться, что музейный коллектив – а это профессионалы своего дела с большим опытом работы – создаст экспозицию, которую было бы интересно посмотреть всей семьей.

Юрий КАШТЕЛЮК