Культурный посол

Домбра стала одним из героев произведений, представленных ГМИ имени Кастеева в США

12 001

Выставка, состоящая из произведений именитых казахстанских художников XX века, проходит в Нью-Йоркской галерее Национального клуба искусств и организована в рамках государственной программы «Рухани жаңғыру».
Самый популярный народный инструмент изображен на таких полотнах, как «Натюрморт с домброй» Турсына Абуова, «Портрет Джамбула Джабаева» Абылхана Кастеева, «Айтыс» Абдрашита Сыдыханова.
Экскурсовод ГМИ имени Кастеева Шолпан Нугманова подчеркнула, что традиционно домбра является одной из любимых тем казахстанских художников. И это вполне закономерно, ведь музыкальный инструмент сопровождает представителей цивилизации номадов всю жизнь.
В музее представлены работы отечес­т­венных художников, творивших в разные периоды XX века, это начало столетия, его середина и последняя треть.
Работы начала века – это строгая классика, в полотнах шестидесятников чувствуется веяние свежего ветра, а в произведениях конца столетия – свобода самовыражения. Но все эти работы объединяет домбра.
– Какие бы процессы ни происходили в обществе, главные духовные приоритеты человека не меняются, он неразрывно связан со своей родной традицией, именно об этом хотят сказать художники, изображающие домбру, – отметила Шолпан Нугманова.
В работах можно проследить, как развивался инструмент на протяжении веков.
– Например, у народных музыкантов начала века, передвигавшихся на конях и ведущих кочевой образ жизни, домбры небольших размеров, но впоследствии, с появлением оркестров, развитием эстрадного жанра, размеры домбры увеличились, звук стал сильнее, – напомнила историю развития отечественного народного искусства экскурсовод.
В полотнах художников домбра – полноправный герой. С помощью домбры люди общаются, выражают всю гамму своих эмоций – радость, грусть, тревогу… С одной стороны, домбра – неодушевленный предмет, с другой – возникает ощущение, что она наделена душой.
Джамбул, по словам экскурсовода, так же как и другие акыны, считал домбру продолжением себя.
– Он прожил целый век, взял домбру в руки с ранних лет и не расставался с ней до последних дней жизни. И теперь благодаря произведениям акына, созданным с помощью его верного друга – домбры, мы можем узнать о страницах отечественной истории, в том числе прочувствовать ее драматические этапы, такие как Великая Отечественная война, – особо отметила она.
По наблюдению Шолпан Нугмановой, особый интерес у зарубежного зрителя вызывает сюжет, связанный с айтысом. В этом поэтическом состязании домбра, несомненно, является главным героем, ее звучание подчеркивает глубокий смысл и остроумие участников этой динамичной поэтической схватки импровизаторов.
Значимость этого популярного инструмента ощущается и в «Натюрморте с домброй» Турсына Абуова.
– Мы понимаем, что домбра – музыкальная царица степи, без нее не обходится быт кочевника, – прокомментировала работу экскурсовод.
Наряду с перечисленными картинами в экспозиции представлены произведения Гульфайрус Исмаиловой, Айши Галымбаевой, Сабура Мамбеева и других именитых авторов.
Выставка в США продлится до середины июля, а затем работы вернутся в Алматы.

12 002
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Клары Исабаевой,
из архива ГМИ имени А. Кастеева