Лица эпох

В ГМИ имени Кастеева представлена портретная живопись неизвестных русских художников XVIII–XIX веков

25 001

Выставка включает 40 произведений живописи безымянных авторов, многие из которых либо давно не экспонировались, либо показаны впервые.
Куратор выставки искусствовед Галина Сырлыбаева рассказала нам, что основной состав этой коллекции сформировался в 1935–1936 годах, когда в только что образованную Казахскую национальную художественную галерею стали поступать предметы искусства из различных музеев – Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Семипалатинского краеведческого музея.
Сегодня собранные в одном зале, они демонстрируют этапы становления и развития русского портрета, образы представителей различных сословий – от императора до старика-нищего, от княжны – до купчихи.
Галина Сырлыбаева сделала экскурс в историю жанра. Она отметила, что портретное искусство начало формироваться еще в XVII веке. Тогда мастера творили в иконописном стиле, и портретное сходство не было главным, портреты напоминали лики святых. Этот жанр живописи стал меняться с наступлением эпохи Петра I, когда царь-реформатор пригласил в Россию европейских художников, чтобы они писали портреты знати и обучали русских самородков мастерству живописи. Таким образом, начался переход от средневекового искусства к светскому.
– Для портретов начала XVIII века характерны идущие от иконописной традиции четкие очертания форм, некоторая скованность фигуры, декоративность цвета, плоскостное изображение деталей. Однако при этом уже появилась светотеневая моделировка лица, интерес к индивидуальности модели, – отметила искусствовед.
К этому периоду относятся представленные в выставочной экспозиции портреты Екатерины I, Петра I, Елизаветы Петровны.
Петр I стремился создать серьезную школу, где у иностранных художников могли бы обучаться русские живописцы. Однако воплощение эта идея получила лишь во время правления его дочери Елизаветы Петровны. Усилиями ее фаворита Ивана Ивановича Шувалова была создана Академия художеств. Портретная живопись вышла на новый уровень.
– К концу XVIII века русский портрет по своему высокому уровню качества сравнялся с современными ему мировыми образцами. Русские художники быстро осваивали европейские достижения в живописи и демонстрировали свое мастерство в передаче индивидуальных особенностей человека, предметов быта, одежды. На выставке эта эпоха представлена портретами Екатерины II, Павла I, М. М. Сперанского, Кокоревой и другими, – сделала искусствоведческий обзор Галина Сырлыбаева.
Широко известны имена выдающихся русских живописцев XVIII века Алексея Антропова, Ивана Аргунова, Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского. Не исключено, что какие-то из представленных на выставке картин принадлежат кисти художников из окружения этих мастеров.
Начало XIX века ознаменовалось демократизацией портретного искусства.
– В портретном жанре появляются новые герои – представители мелкого дворянства, купечества, мастеровые, нищие, одинокие старики, – рассказала куратор выставки.
XIX век прославили своими портретами Орест Кипренский, Карл Брюллов, Василий Тропинин, Василий Перов, Иван Крамской, Илья Репин, Валентин Серов… Но рядом с ними работала целая плеяда художников, чьи имена, затерявшиеся в истории, по разным причинам остались неизвестными. Среди них были и провинциальные художники, крепостные мастера-самоучки. Они, как правило, не подписывали свои работы. Их произведения оставались в дворянских усадьбах, купеческих домах. И только после национализации частных семейных коллекций стали достоянием музейных собраний.
– Так ли сегодня важно знать имена этих художников? Через улыбки, взгляды, осанку, повороты головы, прически, костюмы, атрибуты быта происходит познание времени, эпохи, истории. И это, пожалуй, главное, – заключила Галина Сырлыбаева.

25 002
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Клары ИСАБАЕВОЙ