«Лучше кликну Чакону Баха...»

7 002

Солист Казгосфилармонии имени Жамбыла скрипач Ашим Унайбеков и пианистка Анна Антипина впервые вместе выступили на сцене и сыграли произведения Брамса, Дворжака и Сметаны. Также впервые Ашим сыграл знаковое произведение Баха – Чакону из партиты № 2.

Музыковеды рассказывают, что в своих трех партитах и трех сонатах для скрипки соло Иоганн Себастьян Бах ставил перед собой почти невыполнимую задачу – написать четырехголосную фугу для сольного струнного инструмента, пренебрегая всеми техническими ограничениями, налагаемыми самой природой инструмента. Вершина баховского величия, прекрасный плод его вдохновения – знаменитая Чакона из партиты № 2, которую биограф великого композитора Филипп Шпитта охарактеризовал как «торжество духа над материей». Шпитта писал: «Произведение это обнаруживает не только подробнейшее знание скрипичной техники, но и полнейшее господство над фантазией, колоссальнее которой едва ли можно встретить у другого художника. Пусть помнят, что все это написано для одной только скрипки!».
Анна Ахматова в своей поэзии дважды упоминала Чакону из Второй партиты для скрипки Баха. В стихотворении «Сон», написанном 14 августа 1956 года:
…А мне в ту ночь приснился твой приезд.
Он был во всем... И в баховской Чаконе,
И в розах, что напрасно расцвели...

И в «Поэме без героя»:
Полно мне леденеть от страха,
Лучше кликну Чакону Баха.
А за ней войдет человек...
Он не станет мне милым мужем,
Но мы с ним такое заслужим,
Что смутится Двадцатый Век.
Потомственный музыкант Ашим Унайбеков, сын скрипача Габдула Унайбекова и музыковеда Ляйли Мухамеджановой, внук известного композитора народного артиста Казахстана и СССР Сыдыка Мухамеджанова, давно мечтал сыграть Чакону Баха, а также хотел повторить на сцене Сонату для скрипки и фортепиано № 1 Брамса, которую исполнял еще в Астане.
Обычно на сцене филармонии имени Жамбыла Ашим Унайбеков выступает с пианистами Арманом Тлеубергеновым или Аскаром Кульшариповым. Но в этот раз подготовить совместную программу он предложил Анне Антипиной, которая знакома алматинской публике по сольному концерту на «Музыкальном вернисаже» в Музее искусств имени Кастеева и по выступлениям в консерватории и театре «Жас сахна».
К Сонате для скрипки и фортепиано
№ 1 Брамса и его «Венгерскому танцу» скрипач решил добавить «Славянский танец» чешского композитора-романтика Антонина Дворжака и два дуэта для скрипки и фортепиано «Родной край» его соотечественника Бедржиха Сметаны.
Для зрителей Ашим подготовил буклеты, в которых рассказывается об исполняемых произведениях, и это хорошая, полезная практика.
На бис скрипач и пианистка сыграли «Ноктюрн» Сибелиуса и «Вальс-скерцо» Чайковского.
Как настоящий музыкант Ашим остался не вполне удовлетворенным своим исполнением, несмотря на аплодисменты и поздравления.
– Может быть, не все получилось так, как я задумал, – сказал после концерта по поводу Чаконы скрипач, – но тем не менее есть основа, на которой можно дальше работать. Так что я буду ее исполнять на других концертах – такую вещь нельзя терять, можно всю жизнь ее играть и расти.
Следующее выступление Ашима Унайбекова запланировано на 23 июня в культурном пространстве Art lane по адресу: ул. Гоголя, 15, угол ул. Каирбекова. В программе: Первая скрипичная соната Грига и пять пьес Чайковского – цикл из трех пьес «Воспоминания о дорогом месте», «Меланхолическая серенада» и «Вальс-скерцо». Также эта программа будет исполнена в Камерном зале Казгосфилармонии 30 июня.
Индира САТБАЕВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА